Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий.

А) Понятие малого предпринимательства в законодательстве России

С 2008 г вступил в силу !!!

ФЗ О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты соответствующие установленным данным законом условиям:

- внесенные в единый государственный реестр юридических лиц

потребительские кооперативы,

коммерческие организации (за исключением государственных и

муниципальных унитарных предприятий),

- внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей

физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),

крестьянские (фермерские) хозяйства.

Законом установлены три условия отнесения перечисленных выше хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Структура уставного капитала

для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

Средняя численность работников

средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), установленная Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209 – ФЗ типизирует субъектов малого и среднего предпринимательства независимо от их организационно-правового статуса. Это означает, что индивидуальный предприниматель в зависимости от параметров своей деятельности может быть как микро, малым или средним предприятием, так и не являться таковым.

Б) Роль малого предпринимательства в экономике.
Функции малого бизнеса
Экономические функции:

Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

Ускоряет Научно Техническую Революцию (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).

Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы.

Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции:

Обеспечивает рост занятости.

Снижает социальную напряженность.

Стабилизирует уровень доходов населения.

В) Преимущества и слабости малого бизнеса

Сильные стороны малого бизнеса


Слабые стороны малого бизнеса

Гибкость


Высокорискованный характер

Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом


Интуитивный характер и неспециализированное управление

Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков


Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

Зависимость от поддержки крупных фирм и государства.


Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.

Г) Роль малого бизнеса в торговле России

Число организаций и субъектов малого предпринимательства
розничной торговли
на 1 января 2009 года 1) (тысяч)




Всего


Из них


Справочно
на 1 января 2008г.

коммерческие организации, не относя-щиеся к субъектам малого и среднего предприни-мательства


субъекты малого и среднего предпринимательства

средние предприятия


малые предпри-ятия


микропредприятия

Организации розничной торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования1)


178,9


7,4


1,5


20,3


146,4


169,8

1. ЧИСЛО ОРГАНИЗАЦИЙ
ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
на 1 января 2009 года

тысяч





Всего


из них


Справочно:
Всего
на 1 января 2008г.


коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринима-
тельства


субъекты малого и среднего предпринимательства


средние предпри-ятия


малые предпри-ятия


микро-
предприятия


Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами


417,3


18,5


4,4


34,2


351,8


462,3

Экономические и организационные предпосылки функционирования и развития малого предпринимательства в торговле.
Малое предпринимательство является динамичной формой хозяйствования, которой присущи гибкость, и умение чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, способствуют проявлению инициативы и предприимчивости работников. Малое предпринимательство является основой экономики государства.
О предпосылках развития малого предпринимательства в России, да и в любом другом государстве, необходимо говорить в двух основных аспектах:
1) реальные (объективные) предпосылки;
2) формальные (субъективные) предпосылки.
Реальные (объективные) предпосылки связаны с естественным процессом экономического развития общества. Как правило, крупные коммерческие объединения контролируют высокодоходный бизнес или большие зоны на рынке. Малое же предприятие, благодаря своей специфике, легко может занимать свободные «ниши» и удовлетворять спрос части населения на тот товар (работы, услуги), которые не выгодно производить крупным фирмам.
Но для развития малого бизнеса в стране не достаточно наличия только объективных предпосылок. Размеры малых предприятий обуславливают специфическую организацию их деятельности. Малому предприятию не выгодно содержать большой штат бухгалтеров, поэтому, бухгалтерский учёт и отчётность для малых предприятий должны быть, как можно больше упрощены. Кроме этого, малому предприятию свойственны более высокие затраты на осуществление предпринимательской деятельности, что в свою очередь обуславливает необходимость установления определённых льгот экономического характера.
Критерии малого предприятия торговли.
1) средняя численность работников.
В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:
- средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
- малые предприятия - до 100 человек;
- в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.
2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Роль малого предпринимательства в торговле России на современный момент.
1. социальная роль
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
1. политическая роль
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы.
Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
1. экономическая роль
В этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.
1) это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.
2) нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.
3) серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.
4) это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала.
5) коррупция, бюрократизм, самопроизвол чиновников на местах;
6) проблемы образовательного характера (некомпетентность предпринимателей в экономических и правовых вопросах; необходимость переподготовки); неоправданность социальных ожиданий (развитие малого бизнеса существенно не снизило безработицу, на рынок труда не было предоставлено значительное количество рабочих мест, формирование среднего класса до конца так и не состоялось); проблемы культурного порядка (невысокая культура нанимаемых работников в малом предпринимательстве); вопрос престижа.
Кроме того, предприниматели страдают и от следующих факторов: практическое отсутствие поддержки государственным и городским заказом, трудность и практическая невозможность решения проблемы расширения арендных площадей для развития производства.
Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.
Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации
В целях реализации торговой политики уполномоченные органы совместно с заинтересованными федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти разрабатывают целевые программы в области торговой деятельности.
Целевые программы в области торговой деятельности разрабатываются в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития и приоритетными направлениями деятельности в сфере потребительского рынка с учетом текущего состояния, краткосрочных и долгосрочных прогнозов.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ваш профиль
Пятница
2024-04-26
7:32 AM

[ Управление профилем ]
Twitter Оливии
Видео с переводом
<
Случайное фото
чат
Музыка On-Line
Наш опрос
Тринадцатая....
Всего ответов: 185
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш Баннер

[Получить Код Баннера]
Друзья сайта
Частная Практика/Private Practice - Русский фан-сайт
Фильмы онлайнФан сайт Марка Уолберга.
Фан-сайт Майкла С. Холла
88x31
Остальные
сайты-друзья
Статистика