1. Розничная торговля. Оптовая торговля. Общественное питание.

Розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Функции розничной торговли:
- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
- проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
- оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Основной задачей каждого магазина является привлечение новых клиентов и повышение лояльности постоянных клиентов.
К услугам розничной торговли относятся:
- реализация товаров;
- упаковка купленных в магазине товаров;
- прием (в том числе по телефону) и оформление предварительных заказов на товары;
- подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже;
- прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли;
- погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка осуществляется трансагентством);
- оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента;
- перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет;
- оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней;
- прием стеклопосуды на дому;
- предоставление кабины для зарядки аппаратуры;
- предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм и просмотра видеокассет;
- консультационные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами-новинками с демонстрацией их в действии;
- консультации диетологов, косметологов;
- гарантийное хранение купленного товара;
- прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей);
- функционирование комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
- послепродажное обслуживание.
Субъекты розничной торговли - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю и зарегистрированные в установленном порядке.
Существуют следующие формы продажи товаров:
- самообслуживание — покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование, минимум услуг;
- продажа товаров по предварительным заказам — покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы;
- индивидуальное обслуживание — продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара;
- продажа с открытой выкладкой — покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары;
- продажа товаров по образцам — покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора и оплаты товара он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина;
- продажа по телефону — активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента с помощью рекламирования товара по телефону. Используется для реализации товаров через торговых агентов;
- консультативная продажа — покупателей обслуживает продавец, являющийся консультантом. Используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информатике;
- парадоксальная (групповая) продажа — данная форма продажи основана на выслушивании, проявлении взаимопонимания, разделении общих точек зрения. Продавец выполняет роль хозяина (хозяйки).
Розничные торговые предприятия классифицируются (ГОСТ Р 51773-2001):
— по виду реализуемого ассортимента;
— по формам торгового обслуживания;
— по уровню цен;
— по типам;
— по формам и видам интеграции;
— по концентрации и месторасположению
Требования к предприятиям розничной торговли.
На предприятиях розничной торговли должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества.
На предприятиях розничной торговли должны выполняться:
- санитарно-гигиенические требования
- требования противопожарной безопасности
- требования электро- и взрывобезопасности
- требования экологической безопасности.
Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием имеющим сертификаты соответствия и обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности.
Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса. В помещении розничного торгового предприятия должна быть информация о государственной регистрации предприятия торговли, наименования зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию.
Организация технологических процессов и рабочих мест должна соответствовать правилам по охране труда на предприятиях розничной торговли, утвержденных Роскомторгом.
Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования.
Участниками оптовой торговли выступают, прежде всего, изготовители товара. Другие основные ее участники — оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по подготовке и продвижению товара.
Оптовую торговлю в условиях рыночных отношений осуществляют три типа оптовых организаций:
1) специализированные на оптовой торговле организации: универсальные; специализированные; узкоспециализированные; торговые оптовые базы и склады; оптовые распределительные центры; межрегиональные, региональные, внутрирегиональные оптовые организации; оптовые, оптово-розничные торгово-финансовые группы.
Эти организации владеют товарами, имеют для их хранения и реализации соответствующую материально-техническую базу (склады, холодильники, хранилища и т. п.);
2) оптовые посредники — дилеры, дистрибьютеры, брокеры, агенты. Они владеют не товарами, но информацией о товарах, об их производителях и потенциальных покупателях, т. е. они торгуют не товарами, а информацией и за это получают комиссионное вознаграждение;
3) организаторы оптового оборота — биржи, оптовые продовольственные рынки, транспортно-экспедиционные предприятия, склады. Не владея ни товарами, ни информацией о товарах, они выступают в качестве организаторов оптового оборота, т. е. предоставляют возможность производителям и продавцам товаров, оптовым и розничным торговым организациям заключать контракты на поставку товаров. Организаторы оптового оборота создают для этого необходимую инфраструкуру (склады, холодильники, хранилища, подъездные пути, весоизмерительное оборудование, помещения для деловых переговоров, отели для проживания участников торгов и пр.). Участники (товаропроизводители и торговцы) за услуги организаторов оптового оборота вносят соответствующую плату.
Функции оптовой торговли можно разделить на два вида: традиционные - главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новы, возникающие под влиянием развития рынка.
На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:
- интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами- производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
- оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
- организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:
- функция экономической интеграции территорий и преодоление пространственного разрыва;
- функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;
- функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
- функция сглаживания цен;
- функция хранения;
- функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;
- функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;
- функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.
Общественное питание - совокупность предприятий различных организационно - правовых форм и граждан - предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.
Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции:
1)приготовление обеденной и прочей продукции;
2)реализации продукции собственного производства и так называемых покупных товаров (т.е. не подвергнутых кулинарной обработке);
3)организация потребления.
Классификация предприятий общественного питания
Предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на:
- предприятия, организующие производство продукции общественного питания (заготовочные фабрики, цеха по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цеха, предприятия (цеха) бортового питания и др.) с возможностью доставки потребителям;
- предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, кофейни);
- предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети);
- предприятия выездного обслуживания;
- предприятия, организующие доставку и обслуживание потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения.
ГОСТ Р 50762-2007 устанавливает классификацию предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
Предприятия общественного питания различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные;
- по специфике обслуживания потребителей и (или) организации досуга (развлечений);
- по обслуживаемому контингенту и интересам потребителей, включая оформление интерьера;
- по организации производства продукции - работающие на сырье, на полуфабрикатах (доготовочные),
- по местонахождению;
- по интересам потребителей;
- по методам и формам обслуживания- с обслуживанием официантами и с самообслуживанием;;
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные
- по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные;
Специфика организации некоммерческих (социально – ориентированных) служб общественного питания.
Организации такого типа не занимаются предпринимательской деятельностью, ориентированной на прибыль, поскольку не могут ее обеспечить при обслуживании учащихся, людей на лечении в госучреждениях, неимущих граждан, социально незащищенных слоев населения и др. Для развития социального сектора необходимы государственная финансовая и благотворительная поддержка частных инвесторов, а также внедрение новых, более экономичных технологий производства кулинарной продукции.
Современное состояние отрасли торговля в России и регионе.
В последние годы в торговой отрасли производится 20-23% ВВП России. Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%. России удалось удержать лидерство в рейтинге благодаря тому, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников ранка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли – от 25-30% до 50-100%, что привлекает в этот сектор все новых участников
За последние четыре года ситуация на российском рынке розничной торговли полностью изменилась: было открыто множество супермаркетов по всей стране, в том числе регионах. Отечественные и иностранные компании стараются позиционироваться именно в этом формате. В настоящее время супермаркеты не только потеряли свой эксклюзивный статус. Быстро растущая конкуренция привела к тому, что преимущества уменьшения издержек производства и эффект масштаба при закупе отражаются на розничных ценах.
Основные направления формирования инфраструктуры отрасли
Формирование и развитие инфраструктуры торговли в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин - недостаток финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.
Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции.

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (из ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ.).

Функции: - закупка товаров и обеспечение товарного ассортимента (до 15 – 18 тыс. наименований) в одном месте;

- продажа товаров физическим лицам;

- хранение;

- обеспечение сервиса при продаже (демонстрация, консультирование, продажа в кредит, упаковка и т.д.);

- транспортировка;

- принятие риска;

- финансовая деятельность;

- приведение к товарному виду.

Задачи:

удовлетворение спроса по ассортименту и качеству;

организация соответствующего уровня обслуживания.

ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования»

Виды и типы предприятий: ГОСТ Р 51773-2009 УСЛУГИ ТОРГОВЛИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

Торговля в России", 2009г. http://www.gks.ru/doc_2009/torg.zip

Состояние розничной торговли на 01.01.2009г.:

• Число хозяйствующих субъектов

- Всего 178,9 тыс., из них крупных и средних 8,9 тыс.- 5,0%; Индивид. предпринимателей – 1,7 млн. чел.

- пищевые продукты в специализированных магазинах 41,3 тыс.(23%) из них крупные и средние 0,7 тыс. – 1,7%;

• Численность работников 2398,7 тыс. чел - 4,9 %. Рост на 6,4% по сравнению с 2007 г.

Уд. вес работников неспециализированных магазинов – 57,4%

• Оборот розничной торговли составляет 13914,6 млрд. руб. - 31,2 % от всего оборота.

На душу населения оборот розничной торговли составил 98,0 тыс. руб. в год;

уровень товарных запасов устойчивый - 29-30 дней торговли;

доля импорта потребительских товаров в объеме ресурсов оборота розничной торговли 45%;

степень износа основных фондов 20,4%.

Пути Развития:

Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления РФ. (2000год) Смотри раздел 2.2 стр. 6-9.

Смотри «Розничные торговые сети … Учебное пособие гл. 2, 3, 6».

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

На практике:

Развитие сетевой торговли: Иностранные и российские сети – X5, Ашан,

7 континент, Магнит, Утконос и т.д. – Форматы от Гипермаркета до «У дома». Франчайзинг.

Концентрация торгового капитала

Пример: Объединение Перекрестка и Пятерочки = Х5 (поглощение Патерсона и Копейки)

Развитие Торговых центров – МЕГА, Европейский, У Киевского т.д.

Кэш анд Кэри – МЕТРО, ОптТоргСоюз и т.д.

3. Предприятия общественного питания: понятие, виды деятельности, классификация, номенклатура услуг, общие требования к ним. Направления формирования инфраструктуры общественного питания в условиях конкуренции.

Предприятие общественного питания (из Гост Р 50762-2007, п. 3.1) – предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общепита, включая кулинарную, мучные, кондитерские и булочные изделия.

1. Правила оказания услуг общественного питания

Постанов Правит. РФ от15.08.1997г. №1036 (действующая редакция)

2. Услуги общественного питания (гост Р 50764-95)

Определение услуги питания стр. 1 госта

Классификация услуг п. 4 госта

Общие требования к услугам п. 5

Требования к услугам п. 5.2

3. Классификация предприятий общественного питания (ГОСТ Р 50762-2007)

пункты госта: 4.1. предприятия подразделяются

4.2. типы предприятий

4.3. рестораны различают

4.4 бары различают

4.5. классы ресторанов и баров

4.7. кафе различают

4.8. столовые различают

4.9. закусочные различают

4.10. Предприятия быстрого обслуживания

4.11. Буфеты

4.12. Кафетерии

4.13. Кофейня

4.15. Магазины кулинарии

5. Общие требования к предприятиям

6. Требования к предприятиям разных типов и классов

Пути развития

Концепция. Раздел 2.3 стр. 9-10

4. Предприятия оптовой торговли: понятие, функции, организационные формы оптовой торговли. Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Направления развития оптовой торговли в рыночной экономике.

Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (Из ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ.).

Главное назначение оптовой торговли, как отрасли, это организация бесперебойного товароснабжения розничной торговли.
Функции оптовой торговли

а) поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;

б) закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;

в) формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;

г) обеспечение для производителей сбыта их товаров;

д) маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных предприятий;

е) информационное и консалтинговое обслуживание.

Оптовые торговые предприятия классифицируются:

1. По масштабам и характеру деятельности:

- федерального уровня;

- межрегионального уровня (н-р. «Север»);

- регионального уровня.

2. По товарной специализации:

- специализированные (одежда, текстиль, обувь, стройматериалы, хозяйственные товары);

- универсальные для конкретных сетей.

3. По месту и роли в оптовой торговле:

- приобретают право собственности на товар - независимые торговцы;

- выполняют функции оптовых посредников и не приобретают право собственности на товар, как правило, действуют по поручению клиента и за его счет;

- предприятия - организаторы оптового товарооборота - товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, ярмарки (создают условия для продаж).

Смотри:

ГОСТ Р 51773-2009 УСЛУГИ ТОРГОВЛИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ.

ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования»

Основные формы осуществления оптовой торговли

Предприятия, осуществляющие оптовую торговлю, выбирают формы организации своей деятельности в зависимости от следующих факторов:

а) специализации предприятия

- товаропроизводители;

- оптовые структуры - предприятия, специализирующиеся на обслуживании промышленных предприятий и приобретающие товар для дальнейшей перепродажи;

- полномочные представители товаропроизводителей и оптовых структур (дистрибьюторы);

- экспортеры и импортеры продукции;

- посредники.

б) финансовый потенциал

в) конъюнктура рынка на определенной территории

г) наличие складских и торговых площадей

д) специфика предприятия по видам товаров.

Формы оптовой торговли

1. Оптовые рынки (в основном используются для продажи продовольственных товаров);

2. Оптовые торговые центры;

3. Оптовые склады (базы);

4. Торговля по каталогам;

5. Электронная торговля;

6. Биржевая торговля;

7. Различные сочетания 1-5 форм.

Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Обеспечивает:

- экономическую интеграцию территорий и перевозок;

- преобразование производственного ассортимента в торговый;

- формирование запасов для страхования от изменений спроса на товары;

- отлаживание цен;

- экономию издержек торговли.

Классификация услуг: Основная – реализация товаров;

Дополнительные:

предреализационные и послереализационные

Современное состояние оптовой торговли

• Число хозяйствующих субъектов

- Всего 460 тыс., из них крупных и средних 22,4 тыс.- 4,9%;

пищевые продукты 56,2 тыс. из них крупных и средних 3,1 тыс.- 5.5%;

82,6% част. собственность - 85,8% оборота оптовой торговли.

• Численность работников 2413,8 тыс. чел - 5,0 %.

• Оборот оптовой торговли составляет 14651,9 млрд. руб. - 31,2 % от всего оборота

СТРУКТУРА ОБОРОТА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ

(в процентах к итогу)

Итог:

имеется огромное число малых предприятий. Большинство занимается посредничеством;

затраты на товародвижение (логистические издержки) по данным ИТКОР:

- Россия 17,2% в ВВП,

страны ЕЭС, США около 12%,

Китай – 14,5% .

Необходимо развитие оптовой торговли.

Направления развития:

1) Концепция (2000 год.) Раздел 2.1 стр. 3-6

2) Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года (июнь 2010)

Основополагающая стратегия бизнеса направлена на поиск путей достижения устойчивый преимуществ перед конкурентами.

Стратегия компании строится на использовании пяти основных факторов:

привлекательность цены

дифференцирование товара

дифференциация предоставляемых услуг

изучение спроса на продукцию на своей территории. Маркетинговые и консалтинговые услуги розничным торговцам по своей номенклатуре товаров;

создание имиджа фирмы

3) Индикативное планирование – стратегическая форма: Цели – программы – согласование и координация - управление развитием.
Ваш профиль
Среда
2024-04-24
5:15 PM

[ Управление профилем ]
Twitter Оливии
Видео с переводом
<
Случайное фото
чат
Музыка On-Line
Наш опрос
Понравился ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 42
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш Баннер

[Получить Код Баннера]
Друзья сайта
Частная Практика/Private Practice - Русский фан-сайт
Фильмы онлайнФан сайт Марка Уолберга.
Фан-сайт Майкла С. Холла
88x31
Остальные
сайты-друзья
Статистика