. Стратегии деятельности предприятия торговли.

Основные направления структурных преобразований и формирования инфраструктуры отрасли в Концепции развития внутренней торговли товарами народного потребления РФ.
Концепция разработана в соответствии с основными положениями программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост», определившей общие контуры макроэкономической политики, институциональных преобразований, реформы социального сектора, призванных обеспечить позитивное развитие потребительского рынка.
Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживаются рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин - недостаток финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.
Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории страны.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются прежде всего на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Инфраструктура розничной торговли в любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, характеризоваться разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.
Преодоление негативных последствий реформирования системы общественного питания возможно на основе выработки четкой региональной политики восстановления многообразия предприятий общественного питания, отвечающего особенностям современного переходного периода и последующей стабилизации рыночных отношений.
Развитие интеграционных процессов в торговле.
Стремительное использование современных технологических методов приводит к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур. Современное развитие торговой системы предполагает, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как:
-цепные торговые организации;
-кооперативные объединения торговых структур;
-добровольные оптово-розничные цепи.
С организационно-экономической точки зрения развитие различных форм интеграции предприятий торговли позволит:
- снижать накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, централизации снабженческих, транспортных и учетных функций;
- осуществлять закупки крупными партиями на выгодных условиях платежа и поставок, что в конечном итоге сказывается на уровне цен и заинтересованности покупателей;
- своевременно осуществлять доставку скоропортящихся и дефицитных товаров;
- использовать новейшие информационные технологии для осуществления управления сетью и создания информационных банков данных по номенклатуре продаваемой продукции;
- поддерживать отечественных производителей, предоставляя им приоритетность поставок;
- развивать дополнительные услуги торговых предприятий в виде организаций мини-пекарен, цехов по разделке мяса, единого цеха полуфабрикатов и т.д.
Горизонтальная, вертикальная интеграция.
Горизонтальная (отраслевая) интеграция — это такая интеграция, когда сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени, например несколько предприятий оптовой или розничной торговли.
Вертикальная (межотраслевая) интеграция имеет место, когда предприятия нескольких хозяйственных ступеней работают вместе. В зависимости от участвующих сторон вертикальная интеграция может быть двух- и многоотраслевой.
Сетевые технологии в торговле.
В российском экономическом лексиконе слово ритейл появилось в конце 20 - начале 21 века, в связи с интенсивным ростом торговых сетей и экспансией крупных фирм-продавцов в регионы страны. Экономические модели и, в следствии, термины ведения бизнеса были заимствованы из за рубежа. Поначалу иностранный термин использовался для обозначения крупных фирм розничной торговли, самостоятельно владеющих сетью филиалов и осуществляющих продажи конечным потребителям товаров. К 2005 году, слово плотно вошло в обиход и используется для указания более-менее крупного бизнеса, основанного на розничной торговле.
Сетевая форма торговли сама по себе является конкурентным преимуществом перед автономным магазином (лучшие условия у поставщиков, снижение издержек, популярная торговая марка и т.д.). Строительство сетевой розничной торговой компании, как правило, начинается в трех случаях:
- при строительстве второго магазина;
- когда оптовая компания принимает решение расширить бизнес за счет открытия «своих» розничных каналов сбыта;
- если есть проект создания розничной сети (например, когда инвестиционные, производственные, нефтяные компании пытаются диверсифицировать бизнес).
Основные задачи, которые надо решить для эффективного функционирования сети розничных магазинов.
1)Обеспечить возможность проведения централизованной закупочной политики - главный фактор формирования конкурентного преимущества торговой сети.
2)Снизить издержки, в том числе на аппарат управления, для установления конкурентной розничной цены.
3)Повысить оборачиваемость финансовых ресурсов с помощью комплекса мер, главным из которых является высокотехнологичная логистика.
4)Обеспечить решение управленческих задач минимальным количеством управленческого персонала, а также оптимальное размещение менеджеров на объектах торговой компании.
5)Проводить эффективную ассортиментную политику.
6)Автоматизировать технологические процессы, обеспечив единое информационное пространство и актуальность информации в реальном масштабе времени.
Конкурентные преимущества торговых сетей.
Эффективное управление – важное конкурентное преимущество
Очевидным является тот факт, что эффективное управление сетевой розничной торговлей является важнейшим не копируемым конкурентным преимуществом компании. К сожалению, большинство отечественных компаний именно в этом аспекте существенно проигрывают зарубежным ритейлерам. Следует подчеркнуть, что управление сетью магазинов является существенно более сложным процессом, а цена ошибок многократно возрастает и тиражируется с ростом торговой сети.
Развитие франчайзинга как метода формирования торговых сетей.
Идея франчайзинга достигает все большего числа предпринимателей, когда становятся известными те выгоды, которые предоставляет эта форма сотрудничества. Каждый предприниматель заинтересован в расширении каналов дистрибуции, утверждении позиций на рынке и роста популярности своей торговой марки. Эта перспектива привлекательна еще в том плане, что сеть развивается без необходимости риска и расходования средств на развитие собственной сети. Кроме того франчайзер может не беспокоиться о подборе персонала и управления франчайзинговой точкой, поскольку франчайзи как владелец более заинтересован в успешности предприятия, чем наемные менеджеры. Следующими преимуществами являются дополнительные источники доходов – франчайзинговые платежи, меньшие расходы на рекламные кампании, а также формирование рынка сбыта своей продукции.
Система франчайзинга оказывается взаимовыгодной для двух сторон по нескольким причинам. Для франчайзера во-первых, это эффективное средство роста, не требующее вложений средств. Размер экономии несложно вычислить. Компания получает возможность развиваться, не покупая новых торговых площадей, дефицит которых отмечают ритейлеры. Вторым преимуществом франчайзинговой сбытовой сети является большая мотивация малых предприятий по развитию бизнеса, т.к. управляющий малым предприятием - не наемный работник, а хозяин. С точки зрения франчайзи работа под маркой сетевой компании является своего рода гарантией «выживания» бизнеса. По статистике, среди независимых компаний только 15% выживают за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8 компаний.
Основные направления региональной политики формирования инфраструктуры торговли и общественного питания на подведомственной территории.
Основными направлениями политики формирования инфраструктуры общественного питания в масштабах региона должны стать:
- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть так называемого «быстрого питания», ориентированной на различные группы потребителей;
- восстановление и расширение сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений;
- стимулирование развития сети предприятий общественного питания,
опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (на дом, в офис, организацию или учреждение);
- массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, в аэропортах и на вокзалах.
Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а с другой -исключение возможности такого участия третьих стран в обеспечении поставки на российский рынок ряда товаров, которое завышает общий уровень цен.
Общими принципами развития розничной торговой сети должны стать:
- универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
- формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров.

5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Государственное регулирование интеграционных процессов в России.

(Смотри «Розничные торговые сети … Учебное пособие, гл. 1, 2008»).

Сетевой принцип развития розничной торговли
1.1. Сетевые технологии в торговле

1. Один из методов управления торговым капиталом;

2. Отрасль торговля относится к «раздробленным отраслям»;

3. По мере накопления капитала для получения экономии от масштаба начинают применяться сетевые технологии, позволяющие получать конкурентные преимущества за счет максимизации выручки, получения ценовых скидок на оптовые закупки продукции у производителей и предложения собственных торговых марок.

1.2. Формы концентрации капитала и создания сетевых структур

Выделяют следующие основные формы концентрации в отраслях товарного обращения:

- горизонтальную интеграцию;

- вертикальную интеграцию;

- диверсификацию.

Организационно рост компаний на основе приобретений или создания собственных предприятий, а также слияний и поглощений других компаний.

1.2.1. Горизонтальная интеграция

Горизонтальная интеграция – это расширение деятельности за счет слияния или создания новых предприятий, производящих или оказывающих одни и те же услуги.

Различают 3 основные формы: ■ многофилиальные компании; ■ добровольные сети (ассоциированная торговля); ■ франчайзинг.

Многофилиальные компании (корпоративные сети)

Основной признак этой организационной формы торгового бизнеса – единый контроль и управление всеми магазинами, входящими в корпоративную сеть.

основные формы:

- единая компания

Примером такой компании в России на первом этапе своего развития являлся Торговый Дом «Перекресток».

- многоуровневая корпорация в виде системы материнского и дочерних предприятий

В качестве примера такой корпорации в России можно условно назвать компанию «Седьмой Континент» в начале ее деятельности.

холдинговая компания. Холдинг создается для координации деятельности дочерних предприятий, в которых головная компания имеет собственность от 100 до 51%, и проведения согласованной инвестиционной политики. Примером такой организации является немецкий холдинг Metro AG

Добровольные сети (Ассоциированная торговля)

Выделяют два основных типа

Кооперативные объединения розничных торговцев - предприятия, которые организованы в интересах покупателей, состоящих в них членами. Добровольные цепи - это объединения розничных торговцев под эгидой оптовиков.

Франчайзинг

используется для интегрирования в торговую сеть независимых предприятий путем заключения ими соответствующих договоров с известной сетевой компанией.

1.2.2. Вертикальная интеграция

Конкурентные преимущества

три основные формы вертикальной интеграции:

- комбинирование последовательно сопряженных производственных и торгово-технологических операций в рамках одного предприятия;

- объединение самостоятельных предприятий, выполняющих последовательные стадии производства и реализации товаров;

- неформальные организационные структуры, которые не являются объединениями по существу, а представляют собой пограничные состояния между вертикальной интеграцией и ее отсутствием. Эти структуры, как правило, имеют временный характер и прекращают взаимодействие при достижении определенных целей и задач.

1.2.3. Диверсификация

Диверсификация – проникновение крупных фирм в другие отрасли, не имеющие видимой производственной связи с основной отраслью.

В системе товарного обращения сформировались два типа диверсификации – внутриотраслевая и межотраслевая. Внутриотраслевая диверсификация – это объединение функционально независимых торговых предприятий различного профиля внутри одной отрасли. Межотраслевая диверсификация – объединение функционально независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности.

Примером внутриотраслевой диверсификации «Торговый дом «Перекресток» в составе Х5 имеет распределительный центр площадью 17 тыс. м. кв. (1998 г.) и высокотехнологичный комплекс по производству готовой кулинарии площадью 5000 м. кв. (2004 г.).

Примером межотраслевой диверсификации является концерн ИКЕА. В 1991 г. ИКЕА приобрела компанию Swedwood в Смоланде с отделениями в Канаде и Дании.

К 2003 г. компания имела 34 фабрики в 11 странах мира, в том числе с 2002 г. фабрику Сведвуд в г. Тихвин Ленинградской области..

1.3. Транснациональные компании

Конкурентные преимущества

- сократить издержки производства и обращения и лучше учитывать местные условия (потребителей, конкурентов). Кроме того, позволяет избежать государственных ограничений доступа на рынок, например импортных пошлин и квот, а также получать другие специфические для данной страны преимущества – государственные дотации, субсидии и т.д.;

- использовать преимущества низких издержек на оплату труда и сырьевые ресурсы;

монопольные преимущества производителя (запатентованный продукт, ноу-хау или уникальный продукт) могут быть лучше использованы и обеспечены посредством прямого контроля;

- в части финансирования инвестиционных программ транснациональные компании способны переводить средства из одних своих подразделений в главный орган управления, который затем перемещает их в другие подразделения. При этом снижается необходимость нести затраты на получение средств из внешних источников.

Примеры. Wal–Mart Stores, Inc., (США), Auchan (Франция), Metro AG (Германия).

Государственное регулирование интеграционных процессов в России в настоящее время осуществляется в соответствии с законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (закон от 28 декабря 2009 г. N 381) Смотри:

Глава 3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности;

Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности;

Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
Ваш профиль
Пятница
2024-04-19
0:58 AM

[ Управление профилем ]
Twitter Оливии
Видео с переводом
<
Случайное фото
чат
Музыка On-Line
Наш опрос
Тринадцатая....
Всего ответов: 185
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш Баннер

[Получить Код Баннера]
Друзья сайта
Частная Практика/Private Practice - Русский фан-сайт
Фильмы онлайнФан сайт Марка Уолберга.
Фан-сайт Майкла С. Холла
88x31
Остальные
сайты-друзья
Статистика