Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания. Рекомендуемые нормативы, фактическое состояние.

8.1. Принципы размещения розничной торговой сети2

Под принципами понимаем методы обеспечения населения необходимыми товарами.

1).Городская торговая сеть

(1) - равномерный – с целью максимального приближения к населению;

Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Этот метод применим лишь к однотипным магазинам, торгующим в первую очередь товарами повседневного спроса, и обслуживающим постоянный контингент покупателей.

(2) - групповой – создание торговых улиц, центров.

Это означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары

(3)- концентрический или ступенчатый – выделяется общегородской тип и тип жилого района.

Это означает деление зон торгового обслуживания на местные и общегородские с учетом их функционального значения:

- магазины местного значения – размешаются в жилых застройках, торгуют продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса, обслуживают население в пределах зоны пешеходной доступности. Радиус обслуживания около 500 м.

магазины районного значения - должны предоставлять возможность широкого выбора товаров и услуг. Предназначены для обслуживания населения всего района. К ним относятся универмаг, супермаркет, гастроном

торговые центры – комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания, бытовых, финансовых и прочих услуг размещенных в одном или в сблокированных зданиях, объединенных в единый архитектурный ансамбль. Предназначены для обслуживания населения района (районные торговые центры) или всего города (общегородские).

гипермаркет - крупные универсальные магазины с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров расположенных преимущественно в пригородах или на трассах с большими стоянками для автомобилей, рассчитанных в основном на закупки товаров на неделю или более длительный период.

2) Сельская торговая сеть (сеть потребкооперации)

(1) обеспечить на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания, позволяющей населению приобретать все необходимые товары на месте, не выезжая в город.

(2) Торговая сеть развивается во взаимосвязи с численностью населения.

(3) Торговая сеть зависит от типа населенных пунктов:

Районный центр – (численность населения 5-10 тыс. человек) административный, экономический и культурный центр. Магазины с универсальным ассортиментом – универсам, супермаркет, универмаг, сельхозпродукты, книги, общепит. В крупных районных центрах – Детский мир. Сделай сам, Техника, Комиссионные товары, строительные материалы

Межхозяйственные центры – малые города, поселки городского типа, крупные села. Магазины такого же профиля, как и районном центре, но меньшего размера.

Внутрихозяйственные центры - центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, центры производственных подразделений (бригад). Магазины Товары повседневного спроса, общепит, пункты приема сельхозпродуктов у населения, помещения для бытового обслуживания.

Рядовые населенные пункты – торговые предприятия Товары повседневного спроса площадью 25, 50, 75 м кв., чайная или буфет. При невозможности функционирования стационарной торговой сети по экономическим причинам (малый объем продаж - численность населения в зоне пешеходной доступности – 50-100 человек) торговое обслуживание должно обеспечиваться с помощью автомагазинов.

Принимая во внимание низкую рентабельность сельской торговли в Налоговом Кодексе РФ предусмотрены льготы потребительской кооперации на развитие сети

Статья 297.Налогового Кодекса. Особенности определения расходов организациями потребительской кооперации

Организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", вправе в расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) включать дополнительно (за исключением расходов, указанных в статьях 254 - 265, 268 и 269 настоящего Кодекса) следующие расходы:

отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов;

проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, с учетом положений статьи 269 Кодекса;

отчисления в фонд развития потребительской кооперации, начисляемые организациями потребительской кооперации в размере до 4 процентов от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный (налоговый) период.

8.2. Показатели качества розничной торговой сети 3

соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;

удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий;

используемые формы продажи и методы обслуживания;

соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);

соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися продуктами;

средний размер торговой площади одного магазина.

Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети

Показатель


Алгоритм расчета


Действующий норматив4

Плотность торговой сети




Количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей

Обеспеченность населения розничной торговой сетью


Торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей


Городское поселение 280 м кв в т.ч. в жилых районах 100 м кв

Сельское поселение – 300 м кв

соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами




Город село

Продовольственные товары

100 100

Непродовольственные товары

180 200

Доля полустационарной розничной торговой сети


Отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли


Общая численность торговых предприятий




Средняя торговая площадь магазина




Соотношение торговой и неторговой площадей магазина


Торговая площадь / общую площадь.

Чем выше значение этого коэффициента, тем лучше

В зарубежной практике приемлемым является соотношение 70: 305


8.3. Факторы, влияющие на размещение конкретного магазина6:

- градостроительные – величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение промышленных и иных предприятий, административных, культурных и спортивных учреждений.

Благоприятным фактором является:

зона с населением с потенциальным ростом его численности и дохода

-сосредоточение населения с предпочтением к товарам и услугам, которые продавец хочет предложить.

для многих видов торговли уровень доходов населения имеет ключевое значение. Например, магазин подарков, товаров для отдыха, книжные магазины.

- транспортные – направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта

Для размещения магазина имеет значение:

-интенсивность движения потенциальных покупательских потоков мимо магазина,

расположение на той стороне улицы, где люди возвращаются с работы ( выявлено, что большее число покупок делается после работы)

-близость к остановке общественного транспорта.

наличие удобной парковки.

- социальные – возможность уменьшения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, доступность высокого уровня обслуживания

Торговые зоны с плотным расположением предприятий предоставляют возможность широкого выбора товаров и сокращают время на покупки.

- экономические – эффективность капитальных вложений, оптимальные размеры их доходности. Для арендных предприятий существенным является размер арендной платы.

Возможность размещения предприятий торговли в зоне «шаговой доступности» (5-10 минут ходьбы) предоставляется в связи с тем, что торговый процесс является достаточно простым, не требует производственных технологий. Требования к устройству и материально- технической базе торговли просты.

8.4. Виды зданий магазинов:

встроенные в первых этажах, подвалах и нежилых помещениях

встроенно-пристроенные

отдельно стоящие

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

технологические – наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, условия для механизации трудоемких операций;

архитектурно-строительные - использование современных строительных технологий и материалов, соблюдение минимально допустимых размеров помещений;

технические - обеспечение необходимой освещенности, влажности и температуры воздуха

эстетические;

экономические - обеспечивающие оптимальный размер затрат на создание магазина (проектирование, строительство, оборудование) и возможность обеспечения эффективной работы при вводе в эксплуатацию.

8.5. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (Из ФЗ О … торговой деятельности … от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ. ст. 19)

1. Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.

2. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов РФ, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством РФ.

3. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъектов РФ, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов.
Ваш профиль
Вторник
2017-04-25
1:33 PM

[ Управление профилем ]
Twitter Оливии
Видео с переводом
<
Случайное фото
чат
Музыка On-Line
Наш опрос
Оливии больше идёт быть... блондинкой или брюнеткой?
Всего ответов: 536
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Наш Баннер

[Получить Код Баннера]
Друзья сайта
Частная Практика/Private Practice - Русский фан-сайт
Фильмы онлайнФан сайт Марка Уолберга.
Фан-сайт Майкла С. Холла
88x31
Остальные
сайты-друзья
Статистика