5. Анализ валового дохода
Валовой доход (англ. gross revenue) — это доход, который компания получает от своей основной деятельности, обычно от продажи товаров или услуг потребителям. Во многих странах термин валовой доход является синонимом термина оборот. Некоторые компании могут получать валовой доход, от процентов, дивидендов или роялти, которые им платят другие компании[1]. Под суммой валового дохода может иметься в виду весь валовой доход или валовой доход за определённый период времени в определённой валюте, например «в прошлом году, компания X получила валовой доход 25 миллионов рублей».
Для некоммерческих организаций, ежегодный валовой доход может называться валовым доходом от финансирования. Такое финансирование включает в себя пожертвования от физических лиц или компаний, финансирование от государственных структур, доход от деятельности разрешённой уставом некоммерческой организации, доход от акций связанных с привлечением пожертвований, членские взносы или доход размещения средств уставного капитала[2].

Валовой доход – это еще один специфический показатель, характеризующий торговую деятельность. Валовой доход определяется как выручка от продажи товаров за минусом их покупной стоимости и отражает величину реализованной торговой наценки.

Основным источником валового дохода является торговая наценка. Экономическое назначение валового дохода – возмещение издержек обращения, образование прибыли, уплата налогов и сборов. За счет торговой деятельности формируется основная часть валового дохода.

Валовой доход исчисляется двумя основными показателями: абсолютная сумма (в рублях) и уровень (в %). Уровень валового дохода исчисляют как отношение суммы валового дохода к абсолютной сумме товарооборота, умноженного на 100 %.

К основным факторам, оказывающим влияние на абсолютную сумму и уровень валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура товарооборота; экономическая обоснованность торговой надбавки; количество и качество дополнительных услуг; выбор поставщика и условия поставки товаров. Рассмотрим влияние этих факторов по отдельности. При увеличении объема товарооборота растет сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса валового дохода. Для факторного анализа абсолютной суммы валового дохода используют такую факторную модель:

ВД = ТО*Увд,
/\ВДто = /\ТО*Увд0 , /\ВДУвд = ТО1*/\Увд , /\ВД =/\ВДто +/\ВДУвд ,
где ВД – валовой доход, ТО – товарооборот, Увд – уровень валового дохода в процентах к товарообороту.

Изменение состава и структуры товарооборота оказывает влияние на уровень валового дохода. Если происходят изменения в составе товарооборота, т.е. меняется доля розничных и оптовых продаж в общем объеме продаж, то изменяется и уровень валового дохода. Это связано с тем, что уровень наценок в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой. Связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода обусловлена дифференциацией торговой надбавки по отдельным товарным группам. В условиях рыночной экономики торговые предприятия самостоятельно устанавливают надбавки по большинству товарных групп. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой — сохранить цены на конкурентноспособном уровне. При анализе влияния состава и структуры товарооборота на уровень валового дохода используют способ процентных разниц.

Прогнозированию валового дохода предшествует его анализ. После анализа валового дохода составляется прогноз на будущий год с разбивкой по кварталам. Расчет этого показателя позволяет обосновать план прибыли. Расчет проводят исходя из прогноза продажи товаров и сумм торговых надбавок. Вначале определяют сумму валового дохода по отдельным товарам и товарным группам, затем рассчитывают общую сумму валового дохода по предприятию путем сложения исчисленного валового дохода по каждой товарной группе.
АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА
В условиях нестабильной, изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков. Поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей эффективности. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж. Поэтому весьма актуальным представляются вопросы о том, какие из товарных запасов при используемых формах приобретения и расчётов являются наиболее выгодными в обороте? На каких товарах и формах товарных расчётов следует сконцентрировать оборотные вложения? А какие товары имеют меньшую отдачу и поэтому менее интересны? Решению этих вопросов способствует анализ валового дохода.
Валовой доход торговли: показатель, характери¬зую¬щий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению (Торговля. Термины и определения ГОСТ Р 51303-99, утв. пост. Госстан¬дар¬та России от 11.08.99 № 242-ст).
Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.
Задачами анализа валового дохода являются:
Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:
с товарооборотом;
с себестоимостью товаров;
с издержками товарного обращения.
Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.
Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.
Основным показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.
Фактической себестоимостью товарных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В анализе следует измерить и оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения (табл. 1).
Таблица 1
ОЦЕНКА ВАЛОВОГО ДОХОДА
На данном предприятии наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себе-стоимости товаров и издержек обращения. Причём рост себестоимости и издержек оправдываются ростом валового дохода, так что темпы роста валового дохода (113.95%) опережают темпы роста товарооборота (103.58%), себестоимости товаров (100.99%), издержек обращения (105.41%). То есть вложения дополнительных средств в себестоимость товаров и издержки принесли определённую отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. В результате по показателям эффективности отсутствуют отрицательные изменения за рассматриваемый период. Причём наибольшие темпы роста наблюдаются по уровню валового дохода в отношении к себестоимости товаров (112.83%). Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров.
Наименьшие темпы роста отмечены по уровню валового дохода в отношении к издержкам обраще-ния. Последнее соотношение в конечном итоге определяет размер прибыли, оценка изменениям которой будет дана в последующем разделе. Увеличение уровня валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода (табл. 1) свидетельствует о правильной тенденции установления торговой наценки на рассматриваемые товары в целом.
В общем можно отметить положительные измене¬ния в работе организации в отчётном периоде. Означают ли эти общие положительные изменения, что предприятие работает оптимально? Каковы резервы улучшения работы фирмы?
На эти вопросы мы можем получить ответ по результатам анализа структуры валового дохода. При выборе структурных группировок мы будем исходить из того, что средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу в зависимости от формы расчётов с поставщиком товара. Товар, принятый на реализацию, освобождает предприятие-приёмщика от риска отсутствия спроса на товар, так как при этой форме отношений с поставщиками непроданный товар будет возвращён поставщику без потерь для предприятия, принявшего товар на реализацию. Но при этом товар, взятый на реализацию, имеет большую себестоимость, так как в этом случае поставщик повышает покупную цену в качестве платы за собственный риск и за отсутствие риска у принимающей стороны. Поэтому брать товар на реализацию целесообразно лишь при определённой неуверенности в его продаже и лишь на тот период, пока сохраняется такая неуверенность.
Товар с уверенными продажами целесообразно закупать по срочной, предварительной оплате или с отсрочкой платежа. При предварительной оплате (с авансовыми платежами) поставщик предлагает товар с большими скидками, чем при срочной. А товар с отсрочкой платежа или принятие на консигнацию независимо от его продажи предполагает либо увеличение покупной цены, либо оплату процента за отсрочку, что увеличивает себестоимость товара. Послед¬няя форма приемлема при отсутствии средств для срочной или предварительной оплаты или когда задержка оплаты с использованием отсроченных средств в обороте принесёт больший доход, чем расходы за отсрочку и поощрения поставщика за предварительную оплату товара. Принятие товаров на консигнацию также применя¬ется, когда поставщик соглашается на любые формы расчётов за товар, кроме предложения товара на реализацию.
По данным рассматриваемого предприятия (табл. 2) наиболее значимыми по удельному весу в обороте являются товары, приобретённые по срочной оплате (33.28%) и товары, принятые на консигнацию (21.77%) (гр.4 табл. 2), рис. 1.

Рис. 1. Структура товарооборота по формам приобретения товаров
По удельному весу в валовом доходе товары по срочной оплате ещё более значительны, чем в обороте, так как их удельный вес в сумме валового дохода оказался выше веса в обороте и составил 47.62% в отчётном периоде (гр. 10 табл. 2), рис. 2.
Рис. 2. Структура валового дохода по формам приобретения товаров
Однако этого нельзя сказать о консигнационных товарах, составляющих 12.04% в валовом доходе, так как удельный вес в валовом доходе у товаров с предварительной оплатой (21.01%), а также товаров, принятых с отсрочкой платежа и оплатой процентов за коммерческий кредит (12.32%) оказались выше при их меньшем проценте в обороте (13.77% и 18.8% в сравнении с 21.77% в обороте консигнационных товаров).
При относительно невысокой доле в обороте (13.77%) товары с авансовыми оплатами занимают большой удельный вес в валовом доходе (21.01%), который уступает лишь доле товаров со срочной оплатой (47.62%). Удельные веса товаров с предварительной оплатой в отчётном периоде снижаются как в составе товарооборота, так и в составе валового дохода, что свидетельствует о наличии резервов увеличения дохода за счёт увеличения доли этих товаров в обороте будущего периода с учётом покупательского спроса.
Таблица 2
ОЦЕНКА ВАЛОВОГО ДОХОДА ПО ФОРМАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРОВ
Анализ изменений также показывает, что в отчётном периоде возрастает удельный вес товаров, принятых на консигнацию, а также товаров с отсрочкой платежа при оплате процентов за коммерческий кредит и принятых на реализацию товаров. Такие изменения позитивны для предприятий, эффективно использующих коммер¬чес¬кий кредит в обороте.
С точки зрения эффективности наиболее доходной формой приобретения товаров представляются закупки по авансовым платежам с учётом скидок, представляемых поставщиками за предварительную оплату. Уровень валового дохода этих товаров по отношению к себестоимости в отчётном периоде составил 50.54%, а по отношению к товарообороту 33.57%. Однако эта форма, при всей её привлекательности, является наиболее рискованной, так как оплата товаров, предполагающих их продажи в будущем, связана с наибольшей неопределён¬ностью. И чем длиннее период прогнозируемых продаж, тем выше неопределённость и риск. Такая форма расчётов наиболее приемлема для товаров со стабильно растущим спросом.
Очевидно, такое снижение обусловлено ростом себестоимости по консигнационным товарам на 148 тыс. руб. и снижением валового дохода на 20 тыс. руб. При этом уровень валового дохода в отношении к себестоимости снизился на 1.37%.
По товарам, приобретённым в форме коммерческого кредита с оплатой процентов, наблюдается рост объёмов продаж, валового дохода и себестоимости. Целесообразность увеличения себестоимости по этой форме приобретения характеризуется изменением уровня валового дохода в отношении к себестоимости. Увеличение этого уровня (на 2.99%) отражает эффект, оправдывающий увеличение себесто¬имос¬ти по данной форме.
Целесообразность увеличения расходов по товарам, принятым на реализацию, обосновывается ростом валового дохода на 60 тыс. руб. и увеличением уровня валового дохода к себе¬стоимости на 3.14%.
Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту оказался наивысшим по товарам с предварительной формой оплаты (2.98%), что при условии роста их товарооборота указывает на более правильный выбор торговой наценки по этим товарам и на перспективную целесообразность повышения их удельного веса в обороте.
Анализ также показывает, что при снижении удельного веса товаров, приобретаемых по срочной оплате в обороте отчётного периода, возрастает их удельный вес по валовому доходу в сравнении с прошлым периодом.
С точки зрения отчётной эффективности такие изменения можно считать позитивными. Но следует учесть и другое. Продажи товаров со срочной оплатой в отчётном периоде составили всего лишь 99.19% от прошлого периода. Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту по товарам со срочными расчётами на 4.11% при снижении их товарооборота свидетельствует либо о падающем спросе в связи с увеличением торговой наценки, либо о недостаточности запасов по данному виду товаров, что можно выявить по данным бухгалтерского учёта. Рост товарных запасов в отчётном периоде в сравнении с предшествующим при снижении товарооборота укажет на затоваривание и на необходимость принятия дополнительных мер по реализации соответствующих товаров, потребность в сокращении поставок. При снижении товарных запасов снижение товарооборота обусловливается недостатком товарного предложения, что требует соответствующего пополнения товарных запасов, например, посредством увеличения поставок.
Снижение объёма продаж по товарам, приобретённым по срочной оплате за счёт банковского кредита, привело к уменьшению суммы валового дохода по этой статье на 5 тыс. руб. Рост уровня валового дохода по отношению к себестоимости по данной форме приобретения товаров делает их более доходными, так как уровень валового дохода к себестоимости товаров по ним более высок (17.98%), чем по другим формам приобретения товаров (гр. 18 табл. 2), кроме товаров с предварительной оплатой. Однако снижение товарооборота по этой статье, как и в предыдущем случае, может быть связано с уменьшением спроса на данный товар либо с недостаточностью наличия товарных запасов. В первом случае возможно снижение торговой наценки в пределах издержек обращения по соответствующим группам. Причём чрезмерное снижение надбавки до уровня, не покрывающего издержки, нецеле¬со¬образно, так как оно приведёт к убыточности этих товаров. Методика определения издержек обращения по группам и наименованиям товаров и модель анализа издержкоёмкости и доходоёмкости товарных групп рас¬смот¬рена в специальной литературе.
Во втором случае потребуется пополнение товарных запасов в соответствии со спросом покупателей.
Влияние изменений в структуре товарооборота на изменение валового дохода можно рассчитать методом процентных чисел (табл. 3).
Причём структуру в этой методике можно рассматривать в различных аспектах. Например, если предпринимателя интересует влияние соотно¬шений различных товарных групп или наименований по ассортиментному признаку, то в состав графы «Б» табл. 3 следует включать соответ¬ствующие наимено¬вания или группы товаров, как в данном примере. Если руководство интересует влияние изменений соотношений товаров по формам закупок и расчётов, в таблицу включают товарные группировки, объединённые по признаку форм закупки или расчё¬тов, которые рассматривались выше. В общем, товарные группы в управленческом учёте и анализе формируются по усмотрению руководства организации в соответствии с её практическими потребностями.
Оценивая влияние изменений в ассортименте товаров, следует отметить, что доход организации изменяется в той степени, в какой увеличивается или уменьшается в общем объёме товарооборота удельный вес товаров с более высокими надбавками, и наоборот. Увеличение надбавки без изменения структуры товаров также изменяет валовой доход. Для определения степени влияния товарной структуры на уровень дохода методом процентных чисел используем табл. 3.

Таблица 3
ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА НА ВАЛОВОЙ ДОХОД
В этой таблице сначала определяют удельный вес товаров делением объёма продаж по каждой группе на товарооборот в целом по предприятию по соответствующим периодам. Затем определяют средний валовой доход от продаж, как произведение товарооборота на средний уровень торговой надбавки по соответствующим периодам, с последующим делением на 100. После этого подсчитывают суммы среднего валового дохода товаров в целом по предприятию (итог гр.7 и гр.8 табл. 3).
Общий средний уровень торговой надбавки в целом по предприятию находится соответственно отношением суммы валового дохода в целом по предприятию к объёму продаж в целом по предприятию с последующим умножением на 100.
Затем находят процентные числа умножением удельного веса каждой товарной группы отчётного периода на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода по этой группе.
Далее рассчитывают сумму процентных чисел по гр. 9. Разделив сумму процентных чисел на 100, получают общий уровень валового дохода (в целом по предприятию) при отчётной структуре товарооборота и базисном (предшествующем) уровне торговых надбавок. Его ещё называют расчётным уровнем. Разность между расчётным уровнем и общим средним уровнем торговых надбавок предыдущего периода покажет изменение уровня валового дохода под влиянием изменения структуры товарооборота (структурных сдвигов):
19.88 – 20 = -0.12%.
Итак, при условии сохранения надбавок на уровне предшествующего периода и фактическом изменении отчётной структуры товарооборота уровень валового дохода к товарообороту уменьшился на 0.12%.
Чтобы найти абсолютное изменение валового дохода под влиянием структурных сдвигов в товарообороте, нужно отчётный объём реализации умножить на полученный уровень влияния структуры (0.12%) и разделить на 100:
16 227 *(-0.12) / 100 = -19.47 тыс. руб.
Вычитая из отчётного уровня надбавок расчётный их уровень, получим влияние изменения уровня торговой надбавки по товарам имеющегося ассортимента на уровень валового дохода:
22 – 19.88 = 2.12%.
Следовательно, повышение торговой надбавки на ткани, галантерейные товары, обувь, платья, не смотря на снижение надбавки на хозяйственные товары, повысило уровень дохода на 2.12% или на 344.01 тыс. руб. (16 227*2.12/100). То есть влияние повышения надбавки на абсолютное изменение дохода определено, подобно предыдущему расчёту, умножением объёма реализации товаров на полученный уровень влияния надбавки (2.12%) с последующим делением на 100.
Кроме этого, можно определить и влияние товарооборота на сумму валового дохода как произведение абсолютного изменения объёма продаж на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода:
(16 227–15 666) *20 / 100 = 112.2 тыс. руб.
Сложив влияния факторов по уровням, имеем сумму, равную величине изменения среднего уровня торговой надбавки в целом по предприятию:
-0.12 + 2.12 = 22 – 20= 2%;
суммируя влияния факторов по абсолютным значениям, получаем величину, равную абсолютному изменению валового дохода в целом по предприятию:
-19.47 + 344.01 + 112.2 » 3 570 – 3 133 = 437 тыс. руб.
Полученные равенства (с точностью до округлений) подтверждают верность расчётов
Ваш профиль
Пятница
2024-04-19
10:59 AM

[ Управление профилем ]
Twitter Оливии
Видео с переводом
<
Случайное фото
чат
Музыка On-Line
Наш опрос
Где вы впервые увидели Оливию?
Всего ответов: 391
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш Баннер

[Получить Код Баннера]
Друзья сайта
Частная Практика/Private Practice - Русский фан-сайт
Фильмы онлайнФан сайт Марка Уолберга.
Фан-сайт Майкла С. Холла
88x31
Остальные
сайты-друзья
Статистика