Производительность труда на предприятии торговли, факторы ее определяющие. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли.

Специфику труда в торговле складывается из следующих основных моментов.
1. Торговля относится к отраслям с высоким уровнем затрат живого труда на обслуживание покупателей в процессе прямого общения с ними, что предопределяет высокие расходы по заработной плате в общих расходах торгового предприятия. При этом механизировать и автоматизировать процесс обслуживания очень сложно.
2. Инфраструктура отрасли торговля в основном представлена небольшими по размерам предприятиями, концентрация большинства из которых невозможна, поскольку они торгуют товарами повседневного спроса и должны быть приближены к обслуживаемому населению. На этих предприятиях механизация и автоматизация невозможна из-за небольшой площади и незначительных объемов реализации.
3. Основная масса магазинов имеет численность персонала 5-15 человек, что делает невозможным применение узкого профессионального или технологического разделения труда. Наибольшая эффективность труда в этих условиях достигается при совмещении трудовых функций работников.
4. Неравномерность покупательских потоков в течение дня, недели, времени года. Соответственно в одних случаях неизбежны простои работников при пустом зале, в других очень напряженная работа с риском ухудшения качества обслуживания, неправильных расчетов с клиентами и соответственно потерь. Такая специфика работы требует найма части работников на условиях неполной занятости.
5. Поскольку ритмичность и интенсивность труда в торговле зависит от конъюнктуры рынка и интенсивности покупательских потоков, результаты деятельности торгового предприятия и производительность труда персонала в значительной степени зависят от внешних факторов.
6. В торговле большинство работников торгово-оперативного персонала является материально-ответственными лицами. Во-первых, это требует дополнительных затрат нервной энергии на контроль за сохранностью товара в процессе выполнения своих функций, что увеличивает уровень оплаты труда, а во-вторых, затрудняет перевод работников с одного рабочего места на другое даже внутри предприятия.
7. Все принимаемые управленческие решения в области оплаты труда торгово-оперативного персонала непосредственным образом влияют на настроение работников, что сказывается на уровне обслуживания населения, объемах продаж и результатах работы предприятия ( в отличие от работников, занятых в производстве товаров и не имеющих непосредственного контакта с их потребителями).
8. Кроме того, на предприятиях торговли расходы на оплату труда относятся к основной статье издержек обращения.
В определенной степени такой высокий уровень затрат на оплату труда связан с низким объемом товарооборота из-за ограниченной покупательной способности населения и невысокой конкурентоспособности крупных и средних предприятий традиционных российских форматов .
Все перечисленные особенности деятельности предприятия торговли предопределяют сложность и значительный объем функций, которые должны выполняться на предприятии торговли по управлению персоналом.

Производительность труда в торговле.

Основными показателями, которые применяются практически на всех предприятиях и характеризуют производительность труда (скорее персонала), являются:
- объем реализации на одного работника;
- объем прибыли на одного работника до уплаты налогов;
- объем произведенной продукции за час производительного труда;

1. Объем реализации на одного работника.
Этот показатель рассчитывается как отношение объема произведенной продукции (работ, услуг) за период времени (час, смену, месяц, год) к среднесписочной численности работников. Он определяется по формуле:

где: - производительность труда;
- объем продукции (работ услуг) за единицу времени;
- средняя численность работников за этот же период.
Этот показатель является наиболее общим для характеристики производительности труда на предприятии и должен рассматриваться в динамике. Кроме того его можно использовать для сравнения со среднеотраслевыми показателями если размеры и производственные технологии находятся на уровне среднеотраслевых.
Производительность труда в торговле измеряется показателем среднего объема товарооборота приходящегося на одного работника за определенный период (год, квартал, месяц) и определяется делением суммы товарооборота на среднесписочную численность работников.
Для измерения производительности труда может использовать стоимостные и натуральные показатели.
При стоимостном методе измерения производительность труда рассчитывается в денежном исчислении, и этот показатель является универсальным. Он позволяет сравнивать производительность труда работников разных квалификаций (например, продавца, кондитера, водителя), и прост в применении. Недостатком этого метода, даже при сравнении динамики показателя в рамках одного предприятия, является необходимость исключения влияния ценовых факторов на показатель объема продукции. При сравнении аналогичных показателей по предприятиям разной специализации (например торговля хлебобулочными изделиями, алкоголем, обувью, ювелирными изделиями и т.д.) этот показатель теряет смысл в связи с большой разницей в ценах единицы товара и стоимости одного обслуживания.
Например, применяемый в торговле и общественном питании показатель производительности труда зависит от влияния таких факторов, как изменение цен на товары (услуги) и структурные сдвиги в товарообороте, приводящие к изменению средней стоимости реализуемых товаров и трудоемкости товарооборота.
Корректировку показателя выработки на одного работника рекомендуется производить по формуле :

где: - индекс производительности;
- индекс средней выработки;
- индекс трудоемкости реализации товаров;
- индекс цен.
Однако, на практике из-за отсутствия данных о трудоемкости процесса реализации разных товарных групп, реально рассчитывается только индекс цен, что не позволяет считать, что полученные данные о производительности труда отражают реальную динамику процесса.

Натуральный метод измерения производительности применяется при выпуске (торговле) однородной продукции или оказании одинаковых услуг. Объем работы при этом учитывается в натуральных показателях (тонны, штуки, кол-во покупателей, клиентов и т.д.). Этот метод измерения является наиболее достоверным, отличается простотой и наглядностью расчетов. Однако его применение ограничено: его нельзя использовать в случаях, когда на одном участке выпускается (реализуется) разнородная продукция.
Как разновидность натурального метода может применяться условно-натуральный метод, когда объем работ учитывается в условных единицах, по которым разные наименования продукции пересчитываются в условные измерители по специальным коэффициентам с учетом трудоемкости.
Трудоемкость - это показатель затрат живого труда, выраженный в затратах рабочего времени на единицу продукта (работ, услуг). Он изменяется в нормо-часах, затрачиваемых на единицу работы по формуле:

где: - трудоемкость;
- нормативное время выполнения работы;
- объем работы, выраженный в единицах времени.

На предприятии обычно используются показатели условной трудоемкости продукции (работ, услуг), при расчете которой используются переводные коэффициенты различных видов работ в показатель трудоемкости базового продукта, трудоемкость которого принимается за единицу.
Для оценки напряженности труда используют также показатель интенсивности труда, который характеризует количество энергии, расходуемой человеком в единицу времени в процессе труда. На интенсивность труда влияют такие факторы, как физическое усилие, нервное напряжение, темп работы. В торговле интенсивность труда задается количеством клиентов, требуемой скорость обслуживания в торговом зале и в кассе и т.д.

2. Объем прибыли на одного работника до уплаты налогов.
Этот показатель характеризует общую эффективность работы предприятия и показывает размер прибыли, который приходится на одного работника за период. Этот показатель является важным для предприятия, поскольку прибыль является основной целью коммерческой организации.
Вместе с тем, этот показатель является результативным в деятельности предприятия на который влияет как объем реализации (доходная часть), так и расходы. Его целесообразно применять при рассмотрении динамики изменения за ряд лет и использовать в основном для оценки деятельности руководящего состава предприятия.

3. Объем произведенной продукции за час производительного труда.
Этот показатель может рассчитываться как в денежных, так и в натуральных единицах.
В торговле он может рассчитываться как объем товарооборота на общее число отработанных производительных часов за период (в денежном выражении), или как отношение общего числа обслуженных клиентов в течение периода к производительным часам.
При анализе работы собственного производства при торговых предприятиях этот показатель рассчитывается как частное от деления количества единиц произведенной продукции на общее число отработанных часов за период.
Показатель объем произведенной продукции за час производительного труда целесообразно использовать в динамике, для сравнения работы аналогичных подразделений и бригад, а также для сравнения с конкурентами.

4. Уровень механизации и автоматизации
Показателями, характеризующими уровень производственных процессов, являются уровень механизации и автоматизации производственных процессов.
Уровень механизации рассчитывается по формуле:


где: - уровень механизации труда;
- численность работников, которые большую часть времени работают с
использованием средств механизации;
- среднесписочная численность работников.

Аналогично рассчитывается уровень автоматизации, только вместо численности работников, которые большую часть времени работают с использованием средств механизации, будут учитываться работники, работающие со средствами автоматизации.

Проблема повышения производительности труда на базе роста его фондовооруженности особенно актуальна для отрасли торговля, которая в силу специфики своей деятельности (сфера обслуживания населения, небольшие размеры предприятий, делающие неэффективным использование высокопроизводительного оборудования и т.д.), а также недостатка инвестиционных ресурсов на сегодня является крайне низкой.

Пути повышения производительности труда в торговле

Основными направлениями повышения производительности труда являются
:
- технологические – внедрение современных торговых технологий, к которым относятся: прогрессивные технологии товародвижения и обслуживания покупателей; использование современных кассово-операционных систем, управляющих программ, систем обеспечения сохранности товаров;
- экономические – тщательное планирование численности персонала с учетом изменения структуры кадров и разработки норм обслуживания ( выработки), разработка на предприятии систем стимулирования труда, повышающих заинтересованность работников в достижении целей предприятия и снижающих нежелательную текучесть кадров. Максимальное использование возможности индивидуализации системы стимулирования по разным подразделениям и участкам работы за счет внедрения управленческого учета и информационно аналитических систем управления предприятием. Совершенствование организационной структуры предприятия с целью повышения управляемости производственным процессом и сокращения аппарата управления;
- социальные - улучшение условий труда и быта персонала, укрепление трудовой дисциплины, создание нормального психологического климата, совершенствование методов работы с персоналом с целью удержания перспективных работников и т.д.

1. Изменение структуры кадров
Эти изменения обуславливаются такими факторами, как:
- изменение размера предприятия, что вызывает выделение более специализированных участков работы и, соответственно, рабочих мест;
- изменения в товарной структуре, введение дополнительных видов деятельности;
- изменение формата предприятия. Понятие «формат предприятия», широко используется в настоящее время. Это комплексный показатель, который определяет товарную специализацию, количество товарных позиций в ассортименте, метод обслуживания покупателей, торговую площадь, режим работы, ценовую стратегию, принадлежность к торговой сети или независимое предприятие и т.д.
- внедрение современных торговых технологий.
В любом случае для повышения эффективности использования труда на предприятии необходимо добиться оптимального соотношения между численностью и составом работников по категориям, должностям и уровню квалификации, объемом выполняемых работ, производительностью труда и расходованием заработной платы.

2. Тщательное планирование численности персонала
Основными этапами организации управления персоналом на предприятии являются:
1. определение численности и квалификационного состава персонала;
2. определение систем оплаты труда и стимулирования работников;
3. управление производительностью труда.

Планирование численности персонала предприятия включает следующие этапы.
1. Определение количества рабочих мест, в разрезе должностей, профессий и квалификаций, которые необходимы для обеспечения всех видов деятельности предприятия и которые выделяются в процессе проектирования трудовых процессов.
На предприятиях торговли объем работ и соответственно число рабочих мест зависит от объема товарооборота и его товарной структуры, дополнительных услуг, оказываемых покупателям, а также методов продаж и размера торговой площади.
Глубина разделения труда на предприятии торговли определяется его размерами. На малых предприятиях более рационально совмещение различных функций в одной должности, что позволяет повышать эффективность использования труда.
2. Нормирование затрат труда. И определение нормы численности
Сущность нормирования труда состоит в установлении меры труда, требуемого на выполнения определенной работы в наиболее рациональных организационно-технических условиях. Нормы труда выступают в виде нормы времени, нормы обслуживания, нормы численности, нормы выработки.
Нормы численности - это количество конкретных категорий работников, необходимых для выполнения определенного объема работ. В торговле критерием определения количества работников может служить объем товарооборота, размер торговой площади, режим работы предприятия.
Ваш профиль
Суббота
2017-05-27
6:41 PM

[ Управление профилем ]
Twitter Оливии
Видео с переводом
<
Случайное фото
чат
Музыка On-Line
Наш опрос
Оливия должна...
Всего ответов: 58
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш Баннер

[Получить Код Баннера]
Друзья сайта
Частная Практика/Private Practice - Русский фан-сайт
Фильмы онлайнФан сайт Марка Уолберга.
Фан-сайт Майкла С. Холла
88x31
Остальные
сайты-друзья
Статистика