ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы .
Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления , применяют вышеперечисленные методы .
В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления . Это может быть как учреждение в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления :
организационно-распорядительные, или организационно-административные,
основанные на прямых директивных указаниях;
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Организационно – административные методы управления
Организационно – административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль их выполнения ,систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого является правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами.
В рамках организации возможны три формы проявления организационно –административных методов :
обязательное предписание (приказ, запрет)
согласительные методы ( консультация, разрешение компромиссов)
рекомендации пожелания ( совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.)
Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных),которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов.
В общем виде система организационно – административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов – воздействия на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления ) и воздействия на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль управленческих решений). Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно – методического инструктирования и проектирования.
Экономические методы управления
Экономическим методам в управлении отводится центральное место. Это обусловлено, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение структурных единиц и самофинансирование организации.
В свою очередь , расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы управления чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.
В отличие от организационно – административных экономические методы управления предполагают разработку общих планово –экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно – административные и социально – психологические методы , повышаться профессионализм и культура их применения.
Социально – психологические методы управления
Социально – психологические методы , представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально – психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.
Приемы и способы социально – психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.
Необходимость использования в практике управления организацией социально – психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально – психологического воздействия, которые сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие деловые совещания, которые выступают как метод и как форма участи сотрудников в управлении , а также различного рода ритуалы и обряды.

5.1. Экономические методы управления

Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

5.2. Организационно-распорядительные методы управления

Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:
- организационное проектирование,
- регламентирование,
- нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:
- приказа,
- постановления,
- распоряжения,
- инструктажа,
- команды,
- рекомендации.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

5.3. Социально-психологические методы управления

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание морального климата в коллективе.

5.4. Мотивация исполнителя

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
- знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение),
- сметь (эти установки и мероприятия должны быть "допустимыми" для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм),
- мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного),
- хотеть (они должны быть мотивированы).

Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется "пирамидой Маслоу") - рис. 21.

Рис. 21. Пирамида Маслоу

Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:
- возможностями выполнить работу,
- определить его рамки действий,
- четко сформулировать цели и задачи,
- создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

Мотивационное управление концентрируется:
- на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов),
- чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);
- приведении мотивов в действия (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
- усилении мотивов;
- оценке работы и аттестация (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
- удовлетворении потребностей;
- обеспечении процесса мотивации.

Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:
- к увеличению оборота и прибыли;
- улучшению качества изделий;
- более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;
- повышенному притоку сотрудников;
- повышению их работоспособности;
- большей сплоченности и солидарности;
- уменьшению текучести кадров;
- улучшению репутации фирмы.

или

Управление в обществе как вид деятельности уже давно существует в форме синтеза науки и искусства, причем удельный вес научных знаний постоянно возрастает. Вместе с тем и само искусство управления качественно изменяется в новых условиях, насыщаясь новыми формами, ассоциациями и представлениями.
Искусству управления любой руководитель обучается всю жизнь, как совокупности определенных подходов и приемов, потому актуальность выбранной темы не представляет сомнений. Постепенно те или иные правила, нормы управления, которым обучается руководитель (менеджер), выкристаллизовываются и превращаются в своды правил, закрепляются в законах и обычаях.
Объект исследования - менеджмент как система управления.
Предмет исследования – особенности методов управления в менеджменте.
Цель исследования – изучить методы управления в менеджменте.
Задачи:
- изучить отечественную и зарубежную литературу по данной теме;
- рассмотреть сущность и значение системы методов управления;
- проанализировать методы управления как механизм реализации требований объективных законов;
- рассмотреть классификацию методов управления.

1. Сущность и значение системы методов управления

Метод управления – это способ осуществления управления. Методы управления тесно связаны с принципами управления. Принципы не выбирают – им следуют. Методы можно выбирать, заменять один другим. Под методами управления понимают способы осуществления целенаправленного воздействия на коллектив работников или на отдельных членов этого коллектива (6, 7).
Необходимо в каждом методе различать содержание (то есть требования каких законов он реализует), направленность (на какие мотивы поведения он направлен) и организационную форму. Основу системы методов, используемых в управлении составляет общенаучная методология, предусматривающая (3):
- системный подход к решению проблем;
- комплексный подход к решению проблем;
- моделирование;
- экспериментирование;
- конкретно исторический подход;
- экономико- математические методы;
- социологические измерения.

Системный подход – это упорядочение управленческих проблем посредством их структурирования, установление взаимосвязей и взаимозависимостей.
Первоначально теория систем применялась в точных науках и в технике. В управлении теория систем стала применяться в конце 50-х гг., что явилось значительным успехом школы науки управления.
Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи (1901-1971).
Исходным положением системного подхода является понятие цели. Наличие конкретной цели является первым и важнейшим признаком организации. По этому признаку данная система отличается от других, окружающих ее систем.
Содержание системного подхода сводится к следующему:
- четкое определение целей и установление их иерархии;
- достижение наилучших результатов при наименьших затратах: используя сравнительный анализ выбора альтернативных путей достигать поставленных целей;
- широкое всесторонняя оценка всех возможных результатов деятельности на основе количественной оценки целей, методов и средств их достижения (1, 4).
Комплексный подход – рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости.
Моделирование – использование моделей для решения сложных проблем организаций.
Экспериментирование – это научно поставленный опыт проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления предприятия.
Конкретно исторический подход. Сущность его в том, что каждое явление должно рассматриваться в динамике.
Экономико-математические методы. Сущность их заключается в использовании аппарата таких наук как экономика, математика, кибернетика для решения проблем организации (9).
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А.Каунота (1801-1877). Появление первых экономико-математических моделей было вызвано разработкой теории предельного равновесия.
Наиболее крупным экономистом-математиком России был В.К.Дмитриев (1866-1913), опубликовавший ряд работ, среди которых наибольшую известность получили следующие: «Теория ценности Д.Рикардо. Опыт органического синтеза трудовой ценности и теория предельной полезности» (1898) и основной его научный труд – «Экономические очерки» (1904).
Особое место принадлежит Д.Е.Слуцкому (1880-1948), известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя». Через 20 лет эта статья получила мировое признание.
Социологические измерения – сбор и обработка информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры и т.д. С этой целью применяется интервью, анкетные опросы, наблюдения, изучение документов (контент-анализ) и др. (10).
И.Н.Герчикова (2), говоря об общенаучной методологии составляющей систему методов, выделя5ет следующие подходы:
1. Подход к управлению как к процессу, который определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
2. Системный подход, который предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
3. Ситуационный подход, который предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений практики управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.

2. Методы управления как механизм реализации требований объективных законов

Для того, чтобы говорить о методах управления как механизме реализации требований объективных законов, необходимо рассмотреть, что представляют собой эти законы.
Каждый руководитель (менеджер) должен постоянно осознавать, что в своей деятельности он подчинен действию законов природы и общества, законов управления. В лучшем случае понимание руководителем этих законов, направлений их действия согласуется с поведением руководителя, и тогда его ожидает успех. В худшем случае, когда руководитель пытается построить свою деятельность несмотря на законы и даже вопреки им, его ожидают неудачи или крах (5).
Законы в обществе понимают в двух смыслах:
1) как нормативные акты, принятые и утвержденные в установленном порядке высшими органами государственной власти. В этом случае они имеют субъективный характер, так как отражают степень интеллекта разработчиков и членов законодательного собрания, руководителей государства, расстановку политических сил, заинтересованных в принятии закона, а также многочисленные поправки, уступки и другие факторы;
2) как необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека. Именно это понимание законов и будет рассматриваться в дальнейшем.
Законы являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, то есть выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода и класса.
В сфере управления, как и любой другой сфере сознательной деятельности общества действуют многообразные законы. Будучи познанными и правильно использованными, они предоставляют руководителям широкое поле для созидательной и эффективной работы (11).
Законы управления, поскольку они имеют всеобщий характер, должно иметь характер всеобщности для всех общественных формаций, для всех способов производства. Бесконечное содержание процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность законов, в нем действующих. Поэтому речь может идти только о тех из них, которые вскрыты и достаточно исследованы на современном этапе развития. Такими являются (5):
1. Закон единства и целостности системы управления.
Этот закон гласит, что система управления (то есть управляющая система) должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна также содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целями и задачами управления. Функциональная целость означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития и функционирования социально-экономических систем и процессов.
Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что отнюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов управления.
2. Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления.
В соответствии с этим законом система управления должна обладать необходимым и достаточным числом степеней свободы.
Обеспечение необходимого числа степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов, четкостью подзаконных актов, разъяснениями и комментариями исполнительной власти, что в совокупности характеризует гибкость системы управления. Число степеней свободы управляющих систем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, международными и национальными нормами, обычаями, обыкновениями. Жесткость системе управления придают и субъективные ограничения – уровень квалификации руководителей, их способность оценивать окружающую обстановку, использовать резервы и т.д.
Число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы, иначе управляющая система так или иначе может стать тормозом в развитии управляющей системы.
3. Закон необходимого разнообразия систем управления.
Этот закон заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы.
Разнообразие систем управления обусловлено разнообразием факторов различной природы – отраслевых, природно-климатических, этнических, демографических, профессионально-квалификационных, религиозных, культурных и т.д. Более того, различие в системах управления могут быть даже связаны с личностью руководителя и его ближайших подчиненных. Важным фактором функционального и структурного разнообразия систем управления выступают также формы собственности.
4. Закон соотносительности управляющих и управляемых систем.
Соотносительность систем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.
Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного развития.
Во-вторых, соотносительность систем означает, что функциональной сложности управляемых систем должна соответствовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем.
В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой.
Развитие управляющих систем подчиняется определенным требованиям законов и закономерностей управления. В этом процессе прогрессирующая роль принадлежит личности руководителя, высокий уровень культуры, профессионализм и творческие возможности которого способны максимально активизировать направления действия законов и расширить сферы их действия.
Применение методов управления адекватных объективным законам способствуют повышению эффективности деятельности организации. Как правило, с этой целью используется не один, а сразу несколько методов управления (9, 11).
Методы управления являются отражением объективных законов, с помощью которых любая организация осуществляет свою управленческую деятельность. В зависимости от того, какие методы управления применяет сегодня организация, зависит, как она реагирует на объективные законы. Если деятельность организации «идет в гору», следовательно, методы управления, применяемые руководством этой организации, являются правильно подобранными и наиболее эффективно отражающими объективные законы.

3. Классификация методов управления

Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы и приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием. Можно выделить три основных направления в их классификации (4, 5, 8):
1. Методы управления функциональными подсистемами. Эти методы связаны со структурой организации, в которой имеются функциональные подразделения (маркетинг, производство, финансы, персонал).
2. Методы выполнения функций менеджмента – используемые для выполнения любой из функций управления.
3. Методы принятия управленческих решений:
а) методы поставки проблем;
б) методы решения проблем;
в) методы организации выполнения принятых решений.
Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. (5) классифицируют методы управления следующим образом:
1. Экономические методы, основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира – природы, общества и мышления; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива и общества.
2. Организационно-распорядительные методы управления, основанные на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто – и не совсем верно – эти методы называют административными).
3. Социально-психологические (иногда их называют воспитательными) методы управления, основанные на формирование и развитие общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей – добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т.д.
Рассмотрим более подробно каждый метод. Итак, экономические методы управления – это способы воздействия на людей, имеющие в своей основе экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
Каждому работнику присущи какие-либо экономические интересы. Работник может быть заинтересован (6):
- в результатах своего труда как такового;
- в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является (бригады, цеха, фирмы);
- в результатах всего общественного производства.
Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она включает решение целого ряда задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления; между фондами заработной платы и поощрительными фондами и т.п.
Системы экономических методов управления опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредит, прибыль, фондоотдачу, рентабельность, заработную плату и т.д. (2).
Особое место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ). Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на основе силы и авторитета власти – указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. ОРМУ должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти.
Классификация выделяет три группы организационно-распорядительных методов (5):
1) распорядительные;
2) организационно-стабилизирующие;
3) дисциплинирующие.
Эти три группы методов всегда используются комплексно и тесно взаимосвязаны друг с другом (рис. 3.1).

общеорганиза времени предостережение
ционные
структурные численности разъяснение
должностные величины ознакомление
функциональные выработки совет
соотносительности

Рис. 3.1. Классификационная схема ОРМУ

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направление их действия заключается в следующем:
- обеспечить стабильность организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования;
- подвергнуть каждый из процессов, протекающих в социально-экономических системах, безусловному подчинению власти.
При этом все ОРМУ должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр действия и потому взаимодополняемы.
Регламентирующие методы управления включают:
А) общеорганизационные методы управления определяющие общие принципы устройства организации и структуру органов власти;
Б) структурные методы управления, определяющие структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;
В) должностные методы управления, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;
Г) функциональные методы управления, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.
Проблема использования регламентирующих методов управления заключается в том, что во многих сферах направления регламентации оказываются слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность отдельных звеньев систем. В других же сферах регламентация оказывается либо расплывчатой, либо вообще отсутствует (3).
Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Понятие норматива следует четко отличать от понятия нормы. Норма – это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив – это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. Состав нормирующих методов управления входят (4):
А) нормативы времени, например затраты времени на единицу товара (услуги), на потребителя и т.д.;
Б) нормативы численности, например количество медработников, приходящихся на тысячу человек населения;
В) нормативы величины, например предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1 м3 производственных помещений и т.д.;
Г) нормативы выработки – объем продукции, производимой за единицу времени при сдельной оплате труда;
Д) нормативы соотносительности, например соотношение числа студентов и преподавателей в ВУЗе.
В целом использование норм и нормативов является исключительно важным, и их недооценка может привести к тяжелым последствиям (печальным примером может служить авария на Чернобыльской АЭС, приведшая к глобальной экологической катастрофе).
Инструктирование также образует обширную сферу действия ОРМУ. Оно включает в себя различные виды информирования:
А) предостережение;
Б) разъяснение;
В) советы и т.п.
Инструктивные методы управления преследуют цель ознакомить лицо с последствиями необдуманных, неоправданных или непрофессиональных действий, могущих повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответственность.
В жизни общества и отдельной личности огромная роль принадлежит системе морально-этических категорий, ценностей, представлениям о нормах этики, порядочности, взаимоотношений между людьми. Целенаправленное формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация образуют необходимые условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические или воспитательные, методы управления (9).
Ваш профиль
Среда
2024-04-24
4:36 PM

[ Управление профилем ]
Twitter Оливии
Видео с переводом
<
Случайное фото
чат
Музыка On-Line
Наш опрос
Понравился ли Вам наш сайт?
Всего ответов: 42
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш Баннер

[Получить Код Баннера]
Друзья сайта
Частная Практика/Private Practice - Русский фан-сайт
Фильмы онлайнФан сайт Марка Уолберга.
Фан-сайт Майкла С. Холла
88x31
Остальные
сайты-друзья
Статистика