Управленческий труд: характеристика, особенности, виды

Управленческий труд — это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.

Управленческий труд выделился в период разделения и кооперации труда.

Труд административно-управленческих работников являет¬ся неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Сле¬довательно, чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда.

Однако административно-управленческие работники в от¬личие от рабочих сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают не¬обходимые организационно-технические и социально-экономи¬ческие предпосылки для эффективного труда людей, непосредст¬венно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем выше качество выполнения управ¬ленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функ¬ционировать производственный объект. В процессе управленче¬ского труда используются определенные ресурсы — материаль¬ные, финансовые, трудовые — здания, сооружения, средства и предметы труда работников аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные специалисты и т. д. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд — это разновидность обще¬ственного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управ¬ленческого персонала. Он в такой же мере необходим, как и труд рабочих.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширя¬ется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной сто¬роны, трансформации методов управления и областей их приме¬нения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использова¬нием новых технических средств хранения, передачи, накопле¬ния, обработки информации. Революционные изменения в со¬держание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принци¬пиально новые информационные технологии. Тем не менее мож¬но выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и при¬нятия управленческих решений. Ими являются:

постановка задачи;
поиск информации вручную и с использованием компь¬ютеров;
анализ информации;
группировка информации (вручную или с использовани¬ем компьютера);
простейшие расчеты без компьютера;
расчеты с применением компьютера;
подготовка решений;
принятие решений индивидуально;
принятие решений коллегиально;
оформление документов, составление писем и т. д.

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осу¬ществляется путем использования информации и ее преобразо¬вания в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей.

Поэтому главной особенностью труда административно- управленческих работников является информационный харак¬тер предмета и продукта их труда, обусловленный принципи¬альным отличием трудового процесса (по его содержанию и ре¬зультатам) от других видов труда.

Конечный продукт управленческого труда — решения, оп¬ределяющие меры управляющих воздействий на объекты. Но не все решения, а только реализованные. Результаты труда служа¬щих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения. Отсюда вы¬текает весьма существенное специфическое требование к реше¬нию вопросов организации труда служащих — предварительный анализ форм документов, методов и средств выполнения различ¬ных трудовых функций с целью выявления и устранения струк¬турных и документационных излишеств, совершенствования ор¬ганизационных форм управления с использованием возможно¬стей автоматизированных систем.

В этом отношении труд в сфере управления близок к науч¬ному труду, во многом напоминает последний. Но если в сфере науки оперируют в основном научной информацией, то управ-ленческий труд вовлекает в свою орбиту учетно-статистическую, научно-техническую, прогнозно-аналитическую, плановую, опе¬ративную и другие виды экономической информации.

Другой особенностью управленческого труда является его умственный характер. Это вытекает из информационного харак¬тера предмета и продукта труда, в силу которого административ¬но-управленческим работникам, как правило, в значительной ме¬ре приходится затрачивать нервно-эмоциональные усилия, в осо¬бенности при поиске и реализации решений.

В управлении, как и в любом другом виде трудовой дея¬тельности, имеет место разделение труда. Такое разделение про¬является в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим спе¬циальностям, например выделяются аналитики, плановики, бух¬галтеры, менеджеры.

С позиций конкретного содержания работ, операций, про¬цедур, выполняемых работниками, занятыми управленческим трудом, их роли в подготовке и принятии управленческих реше¬ний также выделяются разные группы работников управления. Такое деление отражает разные уровни сложности отдельных операций, требований к профессионализму, полномочий в приня¬тии решений. Работники, служащие, прямо или косвенно участ¬вующие в управлении, известные иногда под названием «белые воротнички», делятся в зависимости от характера и содержания выполняемых функций на три категории:

управляющие в лице руководителей, менеджеров, наде¬ленных полномочиями принимать управленческие решения, не¬посредственно осуществлять управляющие воздействия;
специалисты в лице работников аппарата служб управ¬ления, чиновников, которые анализируют информацию об объек¬те управления, участвуют в подготовке, обсуждении, выборе управленческих решений, подготавливают рекомендации для управляющих;
технические исполнители, обслуживающие управляю¬щих и специалистов, выполняющие вспомогательные операции по обеспечению процесса управления и его участников.

Каждой из этих групп присущи свои особенности как с точки зрения содержания их труда и характера умственных на¬грузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности трудового коллектива.

Так, руководители организаций и их подразделений опре¬деляют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы исполнителей, про¬изводственных (коммерческих) и управленческих подразделений, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов. В их труде преобладают творче¬ские операции, хотя и имеются существенные различия между ними (руководителями).

Труд управляющих является весьма разнородным и ответ¬ственным. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность.

Руководитель должен лично знакомиться с информацией, входящей документацией, проверять, подписывать, а иногда и готовить исходящие письма, документы, продумывать готовя¬щиеся решения и принимать их, анализировать сложившуюся ситуацию, происходящие процессы, связанные с объектом управ¬ления. В этом проявляется индивидуальная деятельность менед¬жера.

В то же время руководители призваны участвовать в колле¬гиальной выработке решений с участием руководителей выше¬стоящего и нижестоящего уровней, компаньонов, смежников, подчиненных специалистов, советников,, общественных и проф¬союзных лидеров. Это в основном деятельность совещательного характера.

Коллективная деятельность — это работа руководителя с производственным, трудовым коллективом, с исполнителями. В ходе контактов, общения с работниками руководитель выяс¬няет социально-психологическую обстановку в коллективе, выслушивает мнения и жалобы работников, сообщает им о го¬товящихся и принятых решениях, обосновывает необходи¬мость и целесообразность осуществления планов, мероприя¬тий, побуждает их к эффективной, качественной работе. Кон¬такты с исполнителями могут носить характер производствен¬ных совещаний, встреч, посещения подразделений, рабочих мест, личных приемов.

Более определенным образом очерчен, определен труд спе¬циалистов (инженеров, техников, экономистов и др.), которые разрабатывают и внедряют новые или усовершенствованные ви¬ды продукции, технологические процессы, а также формы орга¬низации труда и управления, обеспечивают предприятие необхо¬димой документацией, материалами, ремонтным и другим об-служиванием, осуществляют коммерческую деятельность, т. е. выполняют определенную функцию или часть функции. В дея¬тельности специалистов сочетаются творческие и повторяющиеся операции, хотя и между ними (специалистами) также имеются существенные различия.

Специалисты, будучи консультантами, советниками, по¬мощниками руководителя, выполняя работы, необходимые для управления, сами редко уполномочены принимать решения, вхо¬дящие в компетенцию их руководителя. Но они оказывают ог¬ромное влияние на принятие управленческих решений, выдвигая и обосновывая определенные варианты таких решений и участ¬вуя вместе с руководителем в выборе конечного варианта, убеж¬дая его в пользу того или иного решения. При некомпетентном в своем деле, недостаточно грамотном руководителе судьба управ¬ленческого решения чаще всего находится в руках специалистов.

Технические исполнители (секретари, делопроизводители, расчетчики и другие) выполняют разнообразную работу, связан¬ную с обеспечением деятельности руководителей и специали¬стов. Труд их принято считать наиболее простым в управлении, в определенной мере так оно и есть. Причем в их труде преоблада¬ют повторяющиеся операции. Хотя и по мере увеличения исполь-зования компьютерной и другой информационной техники в производстве и управлении, значительного увеличения объемов управленческой информации, необходимости ее систематизации, отсеивания избыточной информации труд вспомогательного пер¬сонала резко усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов в целом. Кроме того, повышается доля в нем творческих операций.

В современных условиях может быть выделено 3 вида управленческого труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд — это прежде всего труд руководите¬лей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает приро¬ду творческой умственной деятельности, ее психофизиологиче¬скую сущность.

По своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных.

Аналитические операции заключаются в получении и вос¬приятии необходимой для принятия решений информации. К числу таких операций в зависимости от форм и методов их вы¬полнения относятся: рассмотрение и изучение различных доку¬ментов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результа¬тов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах); постановка или уточнение диагноза су¬ществующего положения.

Конструктивные операции связаны с подготовкой и приня¬тием разного рода решений. Эти операции различаются в зависи¬мости от содержания, характера и сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.

Административный труд — это специфический вид умст¬венного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности.

Процесс административного труда складывается из вы¬полнения следующих организационно-административных опе¬раций: служебно-коммуникационных (передача и прием уст¬ной информации путем телефонных переговоров, обхода рабо¬чих мест, приема сотрудников и посетителей, передвижения в пределах предприятия); распорядительных (доведение реше¬ний до исполнителей путем отдачи устных распоряжений, письменных приказов, указаний, установления заданий испол¬нителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий и поручений, составления и утверждения письменных инст¬рукций); координационных (взаимная увязка работы подразде¬лений и служб путем проведения совещаний и заседаний, со¬ставления плана-графика выполнения работы с указанием ис¬полнителей и сроков); контрольно-оценочных (контроль ис¬полнения приказов, решений совещаний, планов, заданий, по¬ручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощ-рения и взыскания).

Операторный труд — это главным образом труд техниче¬ских исполнителей по выполнению стереотипных, повторяющих¬ся операций, необходимых для информационного обеспечения производственных и управленческих процессов.

Следует заметить, что содержание труда административно- управленческих работников не остается неизменным. Как пока¬зывают исследования, учетные, информационные и документационные операции занимают у них пока до 70% рабочего време¬ни. Однако в результате применения руководителями и специа¬листами технических средств, передачи стереотипных, малосо-держательных функций машинам, создания новых методов и средств труда, совершенствования организации управления су¬щественно меняется содержание их труда, повышается в их рабо¬те удельный вес творческих операций.

Определение, цели и функции самоменеджмента

Что такое самоменеджмент?
Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное
использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того
чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время.
Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально
использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей
жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на
работе, так и в личной жизни[2].
Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к
работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь,
необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность
действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных
и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются
разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря
последовательному планированию времени и использованию методов научной
организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя
резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих
функций.
Многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не
на его результаты. При таком подходе они предпочитают:
правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
решать проблемы вместо того, чтобы создать творческие альтернативы;
сохранить средства вместо того, чтобы оптимизировать использование
средств;
выполнить долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.

Л.Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою
жизнь необходимо с самого себя. «Измени себя – и ты изменишь мир вокруг
себя». Вместо того, чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в
силах изменить, нужно изменить своё отношение к ним.

Л.Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить
свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь
на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затратами
времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает
контролировать то, чего всем нам часто не хватает – время – путем
составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделять
место, указав временный интервал, то есть определив, какую долю свободного
времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и
контролировать исполнение каждодневных задач.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в
виде различных функций, которые находятся в определенной
взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в
определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте
последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

. постановка цели – анализ и формирование личных целей;
. планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей
деятельности;
. принятие решений по конкретным делам;
. организация и реализация – составление распорядка дня и организация
личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
. контроль – самоконтроль и контроль итого (в случае необходимости –
корректировка целей);
. информация и коммуникация – фаза, свойственная в определенной степени
всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы
на всех фазах самоменеджмента.
Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а
могут переплетаться.

1.2. Основы и методики планирования и принятия решений

Преимущества овладения искусства самоменеджмента состоят в следующем:
выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда;
меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная
мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой;
сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных
и жизненных целей кратчайшим путем.
Существует несколько методик планирования времени и принятия решений.
Рассмотрим некоторые из них.
Метод «Альпы» включает в себя пять стадий:
1. Составление заданий дня.
2. Оценка длительности акций.
3. Резервирование времени «про запас» (60:40).
4. Принятие решений по приоритетным, сокращениям и перепоручению
(делегирование).
5. Последующий контроль – перенос несделанного[3].
Ведение дневника времени, который представляет собой одновременно
календарь–памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент
планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент
контроля.
Применение принципа Парето (соотношение 80 : 20) состоит в том, что
если все рабочие функции рассматривать с точки зрения их эффективности, то
окажется, что 80 % конечных результатов достигается за 20 % затраченного
времени, тогда как остальные 20 % итога «поглощают» 80 % рабочего
времени[4].
Установление приоритетов с помощью анализа АБВ включает в себя три
закономерности:
. Важнейшие задачи (категория А) составляет примерно 15 % количества
всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость
этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако,
примерно 65 %;
. На важные задачи (категория Б) приходится в среднем общего числа и
также 20 % значимости задач и для руководителя;
. Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляет,
напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю –
около 15 % в общей «стоимости» всех дел, которые нужно выполнить.
Нужно учесть, что установление приоритетов – важное правило
эффективной технической работы. Нужно уяснить, что не все можно сделать и
не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.

Анализ по принципу Эйзенхауэра

Согласно этому правилу устанавливаются по таким критериям, как
срочность и важность дела.
В зависимости от степени срочности и важности задачи различаются
четыре возможности их оценки и (в итоге) выполнением:
1) срочные/важные дела. За них нужно приниматься немедленно и самому
их выполнять.
2) Срочные/менее важные дела.
3) Менее срочные/ важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно
проконтролировать, чтобы они не перешли в разряд срочных дел.
4) Менее срочные/менее важные задачи[5].
Рассмотренные аспекты самоменеджмента по своему характеру носят
рационалистический подход или так называемый западный, развивающий
способности и силу ума.
Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека,
как биологический, который включает в себя понятие естественного ритма
работы индивидуально для каждого человека и понятие биоритмов.
Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям,
происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о «человеке утра»
или «жаворонке» и о «человеке вечера» или «сове». Пик работоспособности
приходится у них на разные периоды дня. Каждый из нас может
приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Необходимо
изучать свои способности и использовать эти закономерности в своем
распорядке дня.
В жизни каждого человека присутствуют и воздействуют три различных
потоков энергии:
- физический ритм (влияет на физическую силу и на силу воли);
- психический ритм (обуславливает динамику чувств, настроений,
творческих сил);
- интеллектуальный ритм (влияет на умственные способнсоти).
Поскольку продолжительность отдельных периодов различна (23, 28 и 33
дня), у каждого человека всегда наблюдаются различные, постоянно меняющиеся
комбинации характеристик физического, психологического и интеллектуального
состояния.
Учет своего индивидуального биоритмического состояния позволяет
улучшить работоспособность, учитывая его при составлении планов работы.
Внутренний путь самосоврешенствования гораздо труднее, хотя и
окупается во много раз больше. Результаты его ощущаются практически сразу,
если Вы нашли свой истинный, индивидуальный, свой неповторимый путь. Так
важна не внешняя сторона благополучия (хотя это является лишь следствием
внутренних причин), а состояние внутреннего душевного комфорта, определение
истинных целей и желаний. Чаще всего мы стремимся к чему-то, что не
является нашим собственным желанием, а определено желаниями и целями
социума, в котором мы находимся. Именно поэтому достижение поставленных
целей происходит очень трудно, с большими усилиями или вообще не
осуществляется. Мы движимы какими-то потребностями, какие на самом деле, не
являются нашими, а продиктованы нашими родными, близкими, учителями,
знакомыми и пр. Движемся потоком, не осознавая себя полноценной единицей
Вселенной и мира. А потом оказываемся погруженными в разного рода проблемы,
неприятности.
Поэтому в первую очередь, мы должны научиться не отождествлять себя с
другими, определить границы своего «я», изучить его слабые и сильные
стороны. Обрести свою истинную свободу, которая есть свобода внутренняя,
это свобода духа, свобода мыслей и поступков. Человек овладевший этой
свободой, идет в жизни своим путем, обретает свой, индивидуальный смысл
жизни и делает только то, что нужно именно ему, а не то, что от него
окружающие.
Помочь в этом сможет система ДЭИР – система дальнейшего
энергоинформационного развития. Это один из путей достижения внутренней
гармонии, определения своих жизненных ценностей, следование им и
притворение их в жизнь. Это способ как меньше всего зависеть от внешних
обстоятельств, быть определяющим, а не определенным. Система ДЭИР поможет
«заметить» свои истинные желания и эффективно претворить в жизнь, не
зацикляясь на них и не привязываясь к ним.
В самом человеке заложено все необходимое для того, чтобы жить,
развиваться, совершенствоваться, помогать себе самому справляться со своими
проблемами. Каждый человек создан так, чтобы суметь помочь себе самому. Нет
и не может быть истинной помощи, кроме самопомощи. «Спасение утопающих –
дело рук самих утопающих». Об этом говорит Д.Верищагшин, предлагая самому
научиться управлять собственной судьбой, привнести гармонию и независимость
в свою жизнь[6].

Глава 2. Сущность и принципы самоменеджмента

2.1. Сущность самоменеджмента

По Эбелингу, диссипативными структурами называются сущности,
организованные (во времени и пространстве) в результате скачка управляющих
параметров через критический режим неустойчивости с последующей
самоликвидацией.
Для самоменеджмента более актуален промежуточный диссипативный
порядок, соответствующий переходным процессам в экономике РФ, т.е. для
социально-экономических систем, находящихся в переходных неравновесных
состояниях методами самоменеджмента можно обеспечивать (или учитывать)
именно промежуточный и временный, но порядок. Задача самоменеджмента здесь
состоит не столько в минимизации хаоса (как раньше), сколько в оптимизации
или поддержании.

Однозначный концептуальный от закрытых систем к открытым в
самоменеджменте – фундаментально вынужденная, корректная задача, но при
условии продолжающегося игнорирования фактора полупрозрачности границ всех
оргсистем для диффузных неравновесных процессов ресурсообразования, т.е.
для реализации самоорганизации.

Перед самоменеджментом встает постоянно исходная задача выявления
траекторий саморазвития системы.

Концептуализация диссипативных структур предполагает необратимость
самопроизвольных процессов (в природе в первую очередь). При разрушении
структур вблизи положения равновесия или с возникновением новых
синергетических структур вдали от него вторые самоорганизуются в результате
действия конкретных факторов. В связи с тем что основой самоорганизации
социально- экономических мягких систем являются человеческие отношения,
процессы диффузно-диссипативных парадоксально обратимы.

В отличие от традиционного понимания менеджмента, при котором
управленец (руководитель) всегда должен находится в составе системы,
самоменеджмент имеет дело с так называемыми самоорганизованными, или в
терминах естественных наук коллапсирующимися (сжимающимися,
самоликвидирующимися во времени и в простарнстве, системами. В ним
менеджеры могут находится как внутри, так и вне системы; при этом
наблюдаемая или управляемая ситуация для внешнего менеджера скрывается
горизонтами событий.

Сущность самоменеджмента состоит в учете и применении задач, методов,
особенностей и т.д. индивидуального самосовершенствования каждого
менеджера (что хорошо известно)[7] и в работе с «системами систем» как
совершенно нового аспекта самоменеджмента вообще и независимого менеджера в
частности, то сущность самоменеджмента проявляется в работе с феноменами,
порожденными самодвижением систем: самоприватизацией ресурсов, их
антикатострофическим ситемообразующим поведением (анастрофой) и с
амоорганизацией как результатом эмерджентного характера в форме
самоприватизации и горизонтальной структуризации диссипатвиного
временного характера и происхождения. Возникая самопроизвольно в устойчивых
и неустойчивых ситуациях, системах, структурах и самоликвидируясь где-то в
бесконечности или в сходной с начальной устойчивости, они «не дают в руки
самоменеджменту» видимых возможностей для управления, что принципиально его
изменяет и даже может свести к нулю. Таким образом, сущность (смымсл)
самоменджмента скрыта в фундаментальных закономерностях социума, биоса,
управления в совокупности.

Самоменджмент является эффективным способом учета и реализации новых
реальностей переходных процессов.

Самоменеджмент в своей сущности произошел явно из множества теорий и
методик социального управления и несет многие их достоинства и недостатки.
До последнего времени его предметная область искусственно сужалась
саморазвитием индивидов, занимающихся менеджментом в предположении
абсолютной идентичности понятий управления и менеджмента даже в условиях
переходных экономик. Однако работа в условиях рыночных инфраструктур и
дальнейшее развитие демократизации и методов децентрализации, а также учет
пермаментной полупрозрачности любых границ потребовали углубленного
анализа причин и обстоятельств неэффективности многих методов командного
управления, выявления методов для деятельности в условиях
неопределенности и т.д. Иначе – учета сущности самоменеджмента.
Оказалось, что работа с равноправными клиентами, малым бизнесом,
филиалами, мировыми рынками и др. отличается от командования в линейно-
функциональных структур отраслевого плана.

Самоменеджмент по своей сущности представляет собой специфическую
область деятельности феноменологического плана, которая всегда имеет место
с пульсациями и неопределенностями человеческих ресурсонесущих отношений
как системы систем.

2.2. Принципы самоменеджмента

Сущность самоменеджмента базируется на ряде моментов: принципов,
условий проявления оснований), концептуализации и т.д. Если принципы
самоорганизации представляют собой сущность конечного феномена системы
систем, то принципы самоменеджмента, «пересекаясь» частично с принципами
самоорганизации, определяются на концептуальном уровне смысл менеджмента в
условиях самоорганизации человеческих факторов. Самоорганизация в свою
очередь предполагает многоэтапную их реализация. а) Самопроизвольность

Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление
тенденций и наблюдаемых фактов эффекта в условиях конкретных рыночных
сегментов и сответствующих управляемых систем независимо от форм
собственности. В определенных условиях этот принцип позволяет не только
учитывать огромные скрытые возможности любых социально-экономических
систем, но и передавать им подавляющее большинство функций , в том числе
самоменеджмента. Учет данного принципа требует определенности в поведении
администраторов-руководителей, предпринимателей, менеджеров и самих
исполнителей процессов.
б) «Погруженость» системы
Данный принцип при реализации самоменеджмента, как право опережает по
времени процесс практического системообразования, т.е. явно
последовательный. Параллельность возникает несколько позже. Эффект
самоорганизации, саморазвиваясь и возникая лишь в так называемых
«погруженных» в свою внешнюю ресурсодержащую среду ситуациях, во-первых,
зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих
отношений в части доступа к ним, во-вторых, спонтанно может ограничивать
свой континуум состояний по формирования новых видов своего
материализованного системообразования лишь тремя конечными результатами:
1) для «себя»; 2) для теневого рынка; 3) для общества.
в) Направленность самоорганизации
Важным является принцип спонтанно-направленного самозарождения ранее
«погруженных» временных горизонтальных систем как мощной реакции свободного
рынка самоорганизующихся участников на монопольный характер
государственных и корпоративных структур на основе игнорирования или учета
самоорганизации до начала развертывания предпринимательства. Другими
словами, реализация данного принципа через все состояние саморазвития и
самоприватизации собственности, анастрофы ресурсов систем вплоть до начала
процесса самооптимизации своих горизонтальных структур.
г) Искусственное начало
Данный принцип отражает не столько необходимость учета безусловного
повышения начального фактического ресурсопотребления (по всем ресурсам и
услугам) над априори рассчитанным (по нормативным материалам или
предпринимателями) без гарантии параллельного получения возможных
полезных результатов для общества (за счет суммарного эффекта от диффузии
и диссинации), сколько ресурсную искусственность начала самопроизвольного
роста и развития самоорганизации. Предпринмиатели, адвинистраторы,
менеджеры должны либо учесть, либо искусственно «создать» такую рыночную
ситуацию, в которой «погруженные» системы могут какое-то время
самообеспечиваться тем, что им необходимо для «сдерживания» эффекта
самоликвидации.
д) Ресурсная поддержка
При реализации этого принципа следует учитывать несколько моментов:
1)самоменеджмент, создав конкретную горизонтальную систему, должен дать ей
сомоопредиться, т.е. менеджер обязан стать на время лишь наблюдателем;
2) конкретная мягкая система решает самопроизвольно необходимые задачи
самообеспечения ресурсами и услугами,. Самонормирования своего труда,
самооптимизации своей горизонтальной структуры как по количеству
участников, так и по их взаимоотношениям в части развития временной
взаимозависимости друг от друга и т.д.;
3) при развитии самоупарвления мягкая система способна самоликвидироваться
без получения соответствующих результатов или с получением, что может
быть следствием отсутствия ресурсной поддержки;
4) практически мягкая система, реализовав самопроизвольно свои внутренние
задачи, способна мгновеннно финишировать по конкретной работе в пределах
оставшегося после самовнедрения предыдущих принципов, не интересуясь
конечными результатами. Здесь самоуправление должно всегда быть
подпитанным дополнительными ресурсами.
е) Сочетательность скачкообразных и эволюционных процессов
Однозначно спонтанное скачкообразное проявление эффекта
самоприватизации, анастрофы и самоорганизации связано с особенностями
горизонтального реагирования управляемых социально-экономических систем на
жесткое управляющее воздействие административно-бюрократических структур.
Самоменеджмент при структурных эволюциях, иерархического типа
реорганизациях минимален. Скачки, системные мутации и бифуркации каналов
управления реализуются чаще всего спонтанно, но, как правило, после
«воздействия», т.е. параллельно.
ж) Параллельность
Предполагается, что феномены самоприватизации, анастроф и
самоорганизации, создающие определенные системные эффекты и формирующие
новые задачи перед самоменеджментом, развиваются параллельно действующим
процессам в иерархических системах. Такой параллелизм отражается всеми
рыночными структурами, и он понятен.
з) Концптоемкость
Данный принцип является глобализированным и представляет собой
набор нескольких разных принципов:
- обязательное наличие гибкости,
- наличие полупрозрачных границ между регионами и конкретными
рынками,
- ассоциативность композиционного построения,
- горизонтальное ассоциативное построение как основа временной
устойчивости системы в условиях переходного периода,
- сохранение иерархического вмешательства центральных органов, но в
варианте регулирования по ограниченному числу параметров,
- самоуправляемость систем, но лишь после выявления своих
горизонтальных структур и учета требований центрального
регулирования.
и) Вертуальность
Создание на базе самоорганизации нов
Ваш профиль
Пятница
2024-04-19
9:49 AM

[ Управление профилем ]
Twitter Оливии
Видео с переводом
<
Случайное фото
чат
Музыка On-Line
Наш опрос
Что вы чаще всего просматриваете на сайте?
Всего ответов: 40
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш Баннер

[Получить Код Баннера]
Друзья сайта
Частная Практика/Private Practice - Русский фан-сайт
Фильмы онлайнФан сайт Марка Уолберга.
Фан-сайт Майкла С. Холла
88x31
Остальные
сайты-друзья
Статистика